ЕДИНЫМИ УСТЫ И ЕДИНЫМ СЕРДЦЕМ: ЦЕРКОВНЫЙ ХОР СВЯТО-ТРОИЦКОГО СОБОРА

История церковного пения корнями уходит в глубокую древность. Пение, как и речь, служит выражению высоких чувств Богопочтения. В Священном Писании в явлениях святым и праведным людям ангелы представляются сонмом, поющим хвалу Богу. Первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в Рождественскую ночь.

Первые христиане, кроме псалмов Давида, пели ветхозаветные гимны и новозаветные песнопения: песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» и песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши». Уже в апостольские времена были составлены Великое славословие «Слава в вышних Богу», «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (исполнявшееся, как и теперь, перед чтением Евангелия и после), «Придите, поклонимся…». Священномученик Игнатий Богоносец по образцу услышанного им пения ангелов ввёл ещё один способ пения, широко распространившийся к IV веку, — попеременное пение двумя хорами. Этот способ и по сей день употребляется в высокоторжественных случаях. С тех пор то, что подлежало общенародному исполнению, перешло специально обученным певчим. Для пения потребовались книги, количество песнопений постоянно увеличивалось, пение становилось более искусным.

История церковного пения на Руси начинается в X столетии. В 988 году святой князь Владимир крестил Киевскую Русь. От Византии Русская Церковь переняла не только вероучение, но и христианские традиции, в том числе Богослужебное пение.

Музыкальное единство Небесного и земного есть отзвук ангельского пения, язык восторженного состояния человека, благодатное средство к выражению молитвенных чувств. Несменными участниками любого Богослужения являются поющие на клиросе певчие.

Наш церковный хор, начало 2000-х годов

О создании церковного хора Свято-Троицкого собора, который в данный момент насчитывает около 10 человек, вспоминает регент – отец Вячеслав Ребиков: «В детстве я учился в музыкальной школе по классу скрипки. Меня всегда привлекала музыка. Однажды, думая, что это музей, я зашёл в Вознесенский храм Екатеринбурга и до глубины души был тронут и поражён молитвенно-проникновенным пением студенток консерватории. С тех пор я ежедневно приходил послушать их, а вскоре и сам начал обучаться церковному пению. После этого были разные послушания, я набирался опыта, был алтарником, даже в монастыре жил. Я познакомился с отцом Андреем Рыжаковым, настоятелем Вознесенского храма в городе Михайловск. По его благословению в возрасте 16 лет я стал петь на клиросе. Помню, в 1996 году так случилось, что на Рождество Христово все певчие на нашем клиросе заболели. Петь на Божественной литургии было некому, и мне об этом сообщили днём 6 января. Никогда до этого я не вникал в особенности церковной службы. А праздничное Рождественское Богослужение, как известно, состоит из трёх частей. Безусловно, тогда я очень переживал и боялся такой ответственности, но с Божией помощью всё получилось. После этого случая я стал регентом на простых службах и руководил хором из 7 человек. Когда отца Андрея перевели служить в Красноуфимск, я приехал к нему в гости, здесь же познакомился со своей будущей женой Ольгой, которая в тот момент уже пела в церковном хоре. Вскоре я переехал жить в этот город и тоже стал певчим Иннокеньевской церкви. Позднее организовал хор для храма Александра Невского: ходил в детские сады и школы, слушал музыкальных руководителей, приглашал их петь с нами в храме. Со временем кто-то уходил, а кто-то оставался на клиросе. Впоследствии, когда в 2001 году взялись восстанавливать Свято-Троицкий храм, мы начали формировать хор возрождающегося собора.

Регент отец Вячеслав Ребиков. Боголюбский монастырь, 1 июля 2019 года

Хор в храме, на мой взгляд, принципиально ничем не отличается от обычного академического хора, за исключением, конечно же, наполнения – духовного содержания. Я считаю, что пение в храме должно быть наивысшей пробы, ведь порой именно благодаря нему человек приходит к Богу. Всё не зря, если хотя бы один из тысячи, услышав церковное пение, захочет остаться в храме».

Богослужение в Боголюбском женском монастыре. Сарсы, 2005 год

Об особенностях церковного пения рассказала Оксана Емелина: «Хоровое пение я полюбила в музыкальной школе. Когда в мае 2002 года позвали петь в церковном хоре Свято-Троицкого собора, я с радостью приняла это предложение. Поначалу абсолютно всё кажется сложным и непонятным: специфика церковно-славянского языка, разница в ударении, пение без музыкального сопровождения. Особенно непросто тем, кто раньше не был вооцерковлённым человеком. Может быть, именно поэтому многие приходят в церковные хоры, но остаются здесь лишь единицы. Если не понимать и, самое главное, не чувствовать душой то, о чём поёшь, невозможно донести это до сердец людей, и дело здесь вовсе не в нотах и непривычных словах… Мы поём разным количественным составом: и втроём, и вдесятером. По моему мнению, удобнее и легче петь меньшим составом, но это накладывает серьёзную ответственность на каждого из певчих, ведь любая неточность будет слышна. Пожалуй, Богослужение возможно и без участия хора, но именно церковное хоровое пение создаёт особую духовно-молитвенную атмосферу. Как известно, во время Богослужения иногда хору подпевают прихожане. Я спокойно отношусь к этому, если параллельное исполнение уместно. Звучание молитвы помогает людям в трудную минуту, ободряет их, укрепляет их Веру. Возможно, именно поэтому порой даже в обыденной жизни, не во время Богослужений, исполняются церковные песнопения, например, на праздничных концертах. Прежде всего мы служим для наших прихожан. Нередко случается так, что человек, впервые пришедший в храм и услышавший вдохновенное пение церковного хора, становится прихожанином. Конечно, впечатления людей, которыми они иногда делятся с нами после окончания службы, для нас очень важны».  

Обретение мощей красноуфимских священномучеников, 2002 год

На становление церковного хора нашего собора оказала немаловажное влияние Антонина Петровна Зырянова. Вот что вспоминает о ней Мария Ивановна Дербушева: «Иннокетьевская церковь, которая находится на территории городского кладбища, в советское время не закрывалась, поэтому все люди, пришедшие к Богу в те годы, включая меня, проходили через неё. Служили в ней даже многие насельницы разорённого Боголюбского женского монастыря, которые жили на дому по улице Кладбищенской (ныне – Валентины Терешковой). Монахини обучали клирошан монастырскому уставу, среди них и раба Божия Антонина, женщина с непростой, но наполненной светлыми чувствами и помыслами судьбой. Она родилась в очень бедной семье. Её мать всегда была глубоко верующей, такой она воспитала и свою дочь. Антонина Петровна получила педагогическое образование, но реалии советского времени поставили её перед сложным выбором: или работа в школе, или храм. Несмотря на жизненные тяготы, она всегда полагалась на волю и помощь Божию, поэтому предпочла остаться верной Христу и Церкви. Одно время Антонина Петровна жила в семье священника и ухаживала за его больной дочерью, а также, обладая удивительным голосом, пела в церковном хоре Иннокетьевского храма. Я уже не застала те времена, когда в том храме было два хора: мужской и женский. Тогда это было настоящим чудом!

Антонина Петровна передаёт протоиерею Андрею Рыжакову икону Божией Матери «Боголюбская», которая принадлежала женскому монастырю в селе Сарсы-2 и после разрушения обители долгие годы хранилась в её доме (позднее святыня вернулась в родной монастырь). Свято-Троицкий собор, осень 2012 года

Антонина Петровна никогда не была замужем и не имела детей. Всю себя она посвятила служению Богу, часто отправлялась в паломнические поездки, посещала Богомолья в разных уголках страны, а её духовным отцом был иеромонах самой Троице-Сергиевой лавры! Как известно, обучаться церковному пению – задача не из лёгких. Постичь азы службы на клиросе некоторым нашим певчим помогла именно Антонина Петровна, которая с радостью делилась своими знаниями и опытом, а церковные службы, надо сказать, она знала наизусть. С годами Антонина Петровна стала очень плохо видеть. 25 января 2013 года, ранним зимним утром, когда на улице ещё царит сумрак, её, идущую в дорогой её сердцу храм, сбила машина. Спустя несколько дней она скончалась в больнице и была похоронена на городском кладбище недалеко от той самой церкви, которой была верна всю жизнь… Антонина Петровна – человек высокого духа. Я благодарна Господу за возможность общения с ней и приобщения к той житейской мудрости, которой она обладала».

Действительно, об Антонине Петровне всегда говорят с душевной теплотой в голосе. Вот и регент Вячеслав Ребиков вспоминает, что она всегда с любовью и почтением относилась ко всем священнослужителям, в том числе и к нему, хотя была намного старше любого из них. Её отличала эта удивительная черта. В семье отца Вячеслава до сих пор бережно хранят открытки, подаренные Антониной Петровной по случаю праздников и важных памятных дат.    

Открытка, подаренная Антониной Петровной отцу Вячеславу. 2001 год

Мы благодарны всем тем, кто избрал непростое, но очень важное служение Церкви Божией. Именно церковное пение придаёт православному Богослужению величественную красоту и торжественность. Оно сопровождает священнодействия и настраивает нас на молитвенное обращение к Богу, что даёт пению на клиросе право считаться не просто ремеслом, а духовным искусством.