Награда жертвователя

Будут ли награждены те,
кто жертвуют что-либо на устроение святых храмов?*

Некоторые из христиан много жертвуют на устройство или украшение храмов Божиих, но при этом сомневаются — будет ли им за это награда от Бога или нет, и думают, не лучше ли бы было деньги, употребленные на храм, раздать нищим, и примет ли Бог их жертву? Что сказать таковым? Скажем, что сие подобает творити, и онех не оставляти (Мф. 23, 23); то есть хорошо помогать и нищим, но так же хорошо жертвовать и на украшение храмов Божиих. И как несомненно то, что первое не будет забыто Богом, так равно и за последнее наградит Он. Скажут: чем это можно доказать? Отвечаем: во-первых, тем, что Церковь Божия каждый день молится о плодоносящих и добродеющих во святом храме Божием, и каждый день вопиет: «Освяти любящих благолепие дому Твоего…», — а молитва Церкви всегда сильна пред Богом; а во-вторых, в житиях святых находим указание на то, что Господь и Царица Небесная устроителям и украсителям храмов Божиих являли со Своей стороны особенную любовь и милосердие. Одно из таковых указанных для вашего назидания, братия, мы и намерены привести в настоящем слове.
Преподобный Еразм, инок Печерский, был до иночества человек богатый. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатство, и по любви к благолепию дома Божия решил употребить его на украшение церковное и многие иконы в церкви Печерской оковал золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующего искушения. Когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его как бедняка, а диавол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно растратил на храм имение свое, что награды ему за это от Бога никакой не будет, и что он лучше бы сделал, если б сам раздал имение свое нищим.
Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, приняв, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь: лишился языка и зрения и семь дней оставался в бессознательном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «Горе, горе душе его! Поелику он жил в лености и грехах, то вот за это и мучится!» Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, присев, сказал: «Подлинно, отцы и братия, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния; но вот что со мной случилось: сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: «Мы за тебя молились Господу, и по нашим молитвам Он дает тебе время на покаяние». Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с ней. И Владычица сказала мне: «Еразм, поскольку ты украсил церковь Мою иконами, то и я украшу тебя и возвеличу славой в Царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собой; церкви же Моей не имели. Итак, восстав, покайся и прими великий ангельский образ, в третий же день Я возьму тебя чистым к Себе». Сказав это, Еразм начал открыто пред братией исповедовать свои грехи и затем пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий день после этого он скончался.
Итак, любящие благолепие дома Божия, не беспокойтесь, ваши жертвы, которые вы делали на храмы святые, не пропадут. Господь видит их, и они, как вы могли убедиться из сейчас приведенного примера, приятны Ему, и, несомненно, за них и вам Он явит Свое милосердие, как явил чрез Свою Пречистую Матерь святому Еразму. Да и может ли быть иначе? Вы украшали храм Божий для Бога, а за Богом может ли что пропасть? И может ли Он у кого остаться в долгу? Очевидно, нет; ибо Тот, у Которого в руках богатство и слава всего мира не может остаться в долгу у кого-либо из нас и, несомненно, поэтому и освятит, и прославит, то есть вознаградит, и тех, которые по любви к Нему любят и благолепие дома Его и по той же любви плодоносят и добродеют в нем. Заметьте еще и то, как вознаградит: вот что говорится в заключении жития Еразмова: «Украшение церкви Богу угодно есть и в лике святых вчиняет». Слышите ли? Богу угодно есть и в лике святых вчиняет! После того нужно ли еще убеждать вас в благотворности для вас же ваших жертв на храм? Думаем, что нет, и что приведенные святоотеческие слова сами собой сильны убедить вас. Ввиду этого и кончаем слово лишь пожеланием, чтобы вы и на будущее время, ради собственной же вашей пользы, щедрой рукой благотворили дому Божию, с надеждой сторицей получить за свои благотворения от щедрой руки Господней воздаяние в жизни будущей! И как бы хорошо было, если б вы и в самом деле так поступали. Какое поистине обширное и прекрасное поле для благотворения! Сколько, например, есть мест, крайне безотлагательно нуждающихся в храмах Божиих и по недостатку средств не имеющих их! Сколько храмов есть вовсе разрушающихся! Сколько храмов, которые трудно отличить от простой крестьянской избы! Сколько, наконец, храмов, стыдно сказать, н поистине имеющих нищенские утварь и облачения! И всего прискорбнее, что чаще всего такие храмы стоят там, где по множеству раскольников или язычников, им бы нужно быть особенно благоустренными и благоукрашенными, чтобы привлечь чрез красоту в них, а черз них и ко Христу и не сущих от двора этого, и неверующих сделать верными. О братия, возлюбите благолепие хотя только одних убогих храмов Божиих и помогите им! За эту жертву и вас Господь освятит, воспрославит Божественной Своей силой и подобно Еразму украсит и возвеличит во Царствии Своем. Аминь.

*из «Поучения по житиям преподобных Киево-печерских».-К.: Типогоафия Киево-Печерской Лавры, 2010.