Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям? Что делать с воображаемыми друзьями ребенка? Вымышленные друзья у ваших детей

У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.

Дарья Грошева

психолог

Почему появляются воображаемые друзья

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра - естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события - смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

Александр Покрышкин

детский психолог

Как относиться к воображаемым друзьям детей

Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка - это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико. Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях. Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»

Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет. В ряде случаев такие друзья - это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы. Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.

Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, - не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.

Воображаемые друзья у маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет - это норма, так что в большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Воображаемые друзья уходят из жизни детей в возрасте восьми или девяти лет, когда их заменяют настоящие. Но за это время могут произойти довольно странные и даже ужасающие вещи. Дети рассказывают такие истории, которые могут навести ужас даже на самых стойких циников. Сейчас вы узнаете десять историй о воображаемых друзьях, которые действительно пугают.

Зло идет

Вымышленные друзья иногда могут иметь далеко не самые подходящие имена. У одной девочки были вполне нормальные друзья Додо и Диди, с которыми она постоянно общалась и рассказывала своей маме о них истории. Пока в один прекрасный день мать не зашла в комнату в тот момент, когда девочка положила трубку игрушечного телефона и абсолютно спокойно сказала своей маме: "Зло идет". Оказалось, что Зло - это еще один воображаемый друг, который должен прийти в гости, в остальном он оказался вполне стандартным, просто выбор имени оказался далеко не самым лучшим.

Плохие мальчики из кухни

Один мальчик, когда ему было четыре года, слышал голоса, которые его ужасно пугали. Когда он вырос, у него появился собственный сын, который в шесть лет заявил ему, что у него есть воображаемый друг Бен. И этот Бен рассказал сыну, что он - один из "мальчиков из кухни", как называл в детстве отец голоса, пугавшие его. Сын рассказал в мельчайших подробностях о том, что делали эти "мальчики" с его отцом. Отцу пришлось назвать Бена лжецом, который пытается подорвать отеческий авторитет, но с тех пор он не может спокойно спать.

Ангелы

Одно дело, когда ребенок ведет себя так, будто с ним разговаривают ангелы - это всего лишь такие же воображаемые друзья. Но совсем другое, когда бабушка слышит, как этот ребенок в одной из таких бесед говорит: "Я не могу его убить - он мой единственный папа".

Убийство Роджера

Иногда детям надоедает дружить с кем-то, кого не существует, и они забывают о своих вымышленных друзьях. Но иногда это происходит немного иначе: в одной семье у младшего ребенка был воображаемый друг Роджер, который с женой и девятью детьми жил под кофейным столиком - об этом знали все. Но однажды ребенок пришел к родителям и заявил, что Роджер больше не будет с ними жить, потому что он застрелил своего вымышленного друга и всю его семью.

Похороны

Еще один довольно странный способ избавиться от воображаемого друга - это похороны. У одного мальчика был друг Тони, который оказался стариком и в один прекрасный момент умер во сне. Всей семье, чтобы успокоить ребенка, пришлось похоронить Тони в коробке от обуви.

Мертвые друзья

Воспитательнице в детском саду один раз пришлось услышать не самую приятную историю о воображаемом друге. В процессе разговора с одним из детей она выяснила, что его воображаемый друг был мертвецом.

Призраки

Но самыми пугающими являются истории, в которых воображаемыми друзьями оказываются призраки. К одному мальчику по ночам приходила женщина в красном платье, которую звали Френни - и она парила в воздухе. Как оказалось, у семьи была родственница, которую звали Френни, которая умерла и была похоронена как раз в красном платье. Когда ребенку показали фотографию родственницы, он подтвердил, что именно эта женщина приходила к нему по ночам.

Дети из Древнего Египта

Еще одна история может ужаснуть, хотя ее нельзя отнести к историям с воображаемыми друзьями. Дело в том, что одна девочка смотрела с родителями телевизор и увидела видеоклип, стилизованный под Древний Египет. Она просмотрела его до конца, потом обернулась на родителей и сказала, что в те времена они пели совсем не так. Родители посмеялись и попросили девочку спеть, как надо. Она исполнила песню на непонятном родителям языке на мелодию, от которой появились мурашки по спине. Потом она нарисовала платье, которое было невероятно детализовано и идентично тем, которые можно найти в музеях, посвященных Древнему Египту.

Человек из-под кровати

Очень многие дети боятся монстров под кроватью. Но далеко не все на вопрос о том, как выглядел тот, кого они видели у дедушки с бабушкой, отвечают, что у него нет лица.

Взрослые игры

Один шестилетний мальчик играл со своим воображаемым другом Грегом. Отец спросил у него, чем они конкретно занимаются, и ребенок ответил на это: "Делаем детей".

Причиной волнения для многих родителей может стать момент, когда у их ребенка 3-5 лет появляется воображаемый друг. Они недоумевают: "Неужели он не видит разницу между реальными людьми и воображаемыми? " и, несомненно, пугаются, если вдруг ребенок заявляет: «Осторожнее! Здесь живет Генри!»

Ваши действия Твой друг воображаемый! Пора бы тебе завести настоящих друзей. О, привет, Генри! Как поживаешь? Хочешь укусить яблоко? Прекрати выдумывать! Легко все сваливать на фантазию, чтобы уйти от ответственности! У меня в детстве тоже был друг, который всегда был со мною, защищал меня, играл... В чем ошибка?

Большинство родителей беспокоит проявление подобных фантазий, они стараются избавить своих детей от подобного. И самое частое, к чему прибегают мамы и папы, это запретить ребенку общаться с воображаемым другом. Но на самом деле детская вера в Деда Мороза или Бабу Ягу, о которых рассказывают сказки, мало чем отличается от такой фантазии – просто здесь ребенок придумывает персонажа сам.

Тем не менее, воображаемый друг занимает важное место в развитии творческих способностей у ребенка. Он помогает справляться со многими проблемами эмоционального характера. К примеру, вместе с воображаемым другом ребенок легче справляется с одиночеством. Например, когда семья переехала в другое место, и новыми друзьями в новом дворе обзавестись пока не удалось.

Также у ребенка может возникнуть такая фантазия, когда в семье появляется второй ребенок. Воображаемый друг может приходить на помощь, когда ребенок начал ходить в детский сад или в семье начались неприятности. Иногда воображаемый друг не человек, а животное. Так у ребенка появляется вымышленный четвероногий друг, если ему хочется иметь, например, собаку.

Причина проблемы

Воображаемый друг позволяет совладать с трудными и дискомфортными ситуациями. В такой способ дети защищаются, компенсируют что-то, с чем самостоятельно справиться не могут.

Иногда ребенок может найти в своем воображаемом друге того, с кем он идеально ладит (особенно, если родители достаточно строгие и требовательные). Также ребенок в игре сам может выступать для своего вымышленного друга в качестве строго родителя. А то и перекладывать свое чувство вины на такого друга, в страхе потерять расположение и любовь родителей. Чем сильнее страх, тем больше соблазна свалить вину на воображаемого друга. Представляя ситуацию таким образом, ребенок обычно заявляет: "Это все Генри " или "Генри сказал мне сделать это".

Решение проблемы

Если у ребенка появился воображаемый друг, настороженность может вызывать следующее:

o Ребенок стал напряженным и беспокойным, нарушен режим сна.

o Ребенок стал замкнутым.

o Воображаемый друг ведет себя агрессивно.

o Ребенок переживает из-за ссоры с ним, зависим от него.

В иных случаях появление воображаемого друга не является причиной для беспокойства.

  • Не нужно ругать ребенка, запрещать общаться с воображаемым другом. Он все равно будет это делать, но теперь втайне от вас. Относитесь ровно, без особого любопытства и паники. Это очередной этап становления личности вашего ребенка.
  • Расспросите ребенка о том, как он познакомился со своим другом. Какой он – добрый или злой, что ему нравится, о чем они говорят вместе, бывают ли у них споры и на какие темы.
  • Помогайте разрешать проблемы, из-за которых ребенок может прибегать к воображаемому другу. В случае с переездом помогите ему найти друзей. Ищите компромисс, если ребенку хочется собаку. Если малыш чувствует себя беспомощным, предоставьте ему больше свободы, больше хвалите его и позвольте реализовывать больше своих возможностей.
  • Изредка можно поддаться ребенку, когда тот просит вас сделать что-нибудь для воображаемого друга. Но не переусердствуйте с уступками, поскольку это подкрепляет разрешение сваливать, в том числе вину на воображаемого друга.

Практикум

Вспомните истории, в которых у детей были сказочные друзья. Что они делали, как проявлялись? Какую сторону ребенка они замещают? Подумайте, как бы вы могли вести себя с воображаемым другом, чтобы наладить отношения с ребенком, сделать его сильнее, подтолкнуть к новому поведению.

Вывод

Воображаемый друг – это не отклонение и не причуда ребенка. Это распространенное явление определенного возраста, которое помогает взрослеть и справляться с тревогами и страхами.

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Вымышленный друг у ребенка, по мнению многих психологов, явление распространенное. Выдумывать себе друга до определенного возраста считается абсолютно нормальным. Специалисты связывают это с развитием воображения и творчества у маленького ребенка.

Примерно к трём годам жизни ребёнок начинает активно фантазировать, размышлять. Именно в это время появляются воображаемые друзья. Выдумать ребенок может абсолютно любое существо, невидимый друг может быть зверушкой, просто человеком, сказочным героем, персонажем мультфильма или вовсе чем-то несуществующим.

Когда родители впервые узнают о появлении выдуманного друга, они начинают волноваться, думать о том, что с их малышом что –то не так. Не нужно паниковать. У ребёнка развивается фантазия. Лучше заинтересоваться новым товарищем, его именем, внешним видом, где он живет, что любит есть и т.д. То есть, нужно проявить участие.

Часто вымышленный друг также полезен и для родителей. Спрашивая у ребёнка о выдуманном друге, о его страхах, желаниях, мечтах, трудностях, родители могут узнать о том, что беспокоит самого малыша. Дети не всегда способны выразить и даже понять свои желания, а посредством вымышленного друга родители способны узнать о проблемах ребёнка.

«Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны своих родителей: со стороны отца - силу и защиту, со стороны матери - заботу и ласку. Но если все время отмахиваться от ребенка, то он реже будет обращаться к родителям с пустяковыми проблемами. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенку будет не о чем поговорить с родителями, нечего доверить им, ведь он привык с ранних лет сам решать "свои проблемы" и отвечать на возникшие вопросы, заранее зная, что у папы и мамы нет времени на такую ерунду.» (meduniver .com)

Итак, придуманный друг – это не трагедия. Но нужно знать меру. Если ребенок дружит и разговаривает только с вымышленным героем, отказывается от общения с другими людьми, если сильно переживает всё, что происходит с его выдуманным другом, если от этого он становится вялым или слишком возбуждённым, раздражительным, плаксивым – игру стоит прекратить! К примеру, попробовать отправить друга в поездку к его бабушкам и дедушкам или в дальнее путешествие, в общем, удалить персонажа без скандала. А это время придумать ребёнку игру, в которую он до сих пор не играл, занятие, способное «переключить» малыша.

В большинстве случаев, дети забывают о своих фантазиях уже в 7-8 лет, когда начинают помногу общаться со сверстниками. Появление новых знакомств и новых познаний не дают замыкаться в себе. Ребенок оценивает и понимает, что общение с настоящими друзьями динамичнее и веселее, чем игры с самим собой.

По мнению детских психологов, если вымышленный друг не исчезает в этом возрасте, это явный признак нехватки родительской любви у ребенка. Кроха не осознает, как он нужен маме и папе, как ценен для них. Всё зависит от родителей, они должны дать ребенку нужное внимание, вместе с ним выйти из придуманного мира в реальный, а оставшееся от вымышленного мира место занять своим вниманием и общением. Ведь главное не сколько, а как именно проводить время с малышом. Например, в день играть с ребёнком хотя бы полчаса, а потом обсуждать игру. Очень важно читать детям на ночь. Если ребенок уже школьник – это помощь родителей в выполнении уроков.

Не стоит бояться выдумывать и фантазировать вместе с ребёнком, нужно только не переходить грань и суметь вовремя привлечь ребёнка в настоящий мир, который не менее удивителен, чем вымышленный.

Похожие статьи:

Воображаемый друг вашего ребенка (3850 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Часто дети придумывают себе друга, он может быть невидимым, а может являться и игрушкой, друг, на которого можно свалить все шалости или пожаловаться ему на кого-либо. Некоторые родители, сталкиваясь с появлением...

Проблема из проблем: потерялся плюшевый друг (3041 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

Никогда не думала, что моя малышка будет отказываться от еды, перестанет спать, играть с игрушками, гулять и все по причине того, что... потерялся ее плюшевый зайчик. Мы целый день искали любимца крохи и, к нашей...