Синдром ранней детской нервности лечение. Симптомы детской невропатии и ее лечение. Невропатия: ранняя, врожденная, конституциональная, детская нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез

Наиболее психотравмирую­щим, нарушающим отношения в системе «мать - дитя», невротизирующим фактором на первом году жизни явля­ется непринятие ребенка (осознаваемое или неосознавае­мое). Нередко угроза выкидыша, преждевременные Роды. Физиологический процесс рождения ребёнка, детёныша, завершающий беременность.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip10" id="jqeasytooltip10" title="Роды">роды , гипогалактия и так называемые тугие соски трактуются как неосознаваемое непринятие ребенка. Неоправданно ранний отрыв ребенка от матери (к бабушке, в ясли и т.д.) - уже вполне осознаваемое неприятие ребенка, имеющее ощути­мые последствия в виде агрессивности, плаксивости, рас­стройств сна, утраты навыков и т.д. То же наблюдается и при госпитализации без матери.

На втором-четвертом годах непринятие может проявить­ся повышенным вниманием к новорожденному сиблингу и, кроме тревожности и агрессивности, вызывает поистине разъедающие душу невыносимые чувства - ревность и за­висть, а также неосознаваемое чувство вины с тенденцией к аутоагрессии.

В дошкольном возрасте невротизирующими могут стать эмоциональные потрясения при столкновении с незнако­мыми животными, пугающее поведение взрослых, попа­дание в угрожающую ситуацию (в подвал или в колодец), неотступная острая боль, кровоточащая рана и пр. Тревогу, страх, вины может вызвать уход из семьи отца.

Неистово реагируют дети, чрезмерно фиксированные на ма­тери, на попытки матерей изменить привычный стереотип отношений с ребенком (выйти замуж и т.д.), на что ребенок может отреагировать рвотой, энкопрезом, расстройствами сна и т.п.

К пяти-шести годам складывются истинная самооценка и истинное ощущение неполноценности, чему весьма способ­ствует потребность в общении со сверстниками и результа­ты этого общения (дискриминация со стороны сверстников, ощущение вины как «не оправдавшего» надежд родителей).

В семь-восемь лет патогенны конфликт с учительницей и трудности в усвоении программы, кроме того, явная враж­дебность одноклассников.

В предподростковом и подростковом возрасте испыта­ниям подвергаются самооценка и притязания. В межлич­ностных отношениях превалирует страх быть отвергнутым, осрамиться, не соответствовать групповому стандарту. Стремление к самоутверждению и опасение непринятия, сталкиваясь, создают психологический конфликт, способ­ный достичь степени невротического.

Между психотравмой и клиническими проявлениями мо­жет иметь место период внутриличностной переработки психотравмирующей ситуации. Чем ребенок старше, чем сложнее и дифференцированнее личностная переработ­ка информации, тем этот период дольше. Невротическое может возникнуть сразу вслед за психотравмой, невротический Энурез, -а; м. Ночное недержание мочи, наблюдающееся обычно в детском возрасте; чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, может наблюдаться у членов одной семьи. Греч, enurds. Недержание мочи до 2-3 лет явл. нормой, приблизительно у 30% детей мочеиспускание во сне происходит в возрасте до 4 лет, у 10% — до 6 лет, у 3% — до 12 лет, у 1% — до 18 лет.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip19" id="jqeasytooltip19" title="Энурез">энурез и тики - через несколько часов или дней. Чем сложнее сеть психотравмирующих факторов, тем длительнее Скрытый период ответной реакции, время между началом действия раздражителя и акцией клетки, ткани, органа или целостного организма. В течение Латентный период происходят физиологические изменения, необходимые для выполнения реакции.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip3" id="jqeasytooltip3" title="Латентный период">латентный период (до нескольких месяцев).

У детей-невропатов, инфантилов, интеллектуально де­фектных наблюдаются разные формы невротического реагирования.

Невропатия - врожденная детская нервность, в основе которой снижение порога возбудимости нервной системы, дисфункция вегетативной нервной системы. Если невроти­ческие явления возникают у «до того» здорового ребенка, то это не невропатия, ибо последняя врожденна и с рожде­ния проявляет себя расстройствами сна, отказом от груди, срыгиваниями, плохим аппетитом. Способность нервных и мышечных клеток реагировать на раздражение процессами местного и распространяющегося возбуждения. Характеристики возбудимости используются для оценки состояния нервной системы, нервно-психической напряженности.

" data-tipmaxwidth="500" data-tiptheme="tipthemeflatdarklight" data-tipdelayclose="1000" data-tipeventout="mouseout" data-tipmouseleave="false" class="jqeasytooltip jqeasytooltip1" id="jqeasytooltip1" title="Возбудимость">Возбудимость , раздра­жительность, вспыльчивость и конфликтность сочетаются с быстрой истощаемостью и рассеянностью. В отличие от возбудимой или астенической психопатии, при, хорошая тонкая моторика. Они грациозны и ловки, пла­стичны и нередко музыкальны, быстро психически развива­ются, прекрасно ориентируются в окружающем, в том числе во внутрисемейных отношениях. Характерны для них бес­причинные субфебрилитеты, расстройства стула, простуды. Они требовательны, капризны, настырны. При адекват­ном воспитании, отсутствии неблагоприятных социально- средовых факторов после 10 лет невропаты перестают заметно отличаться от сверстников. В отношении невро­зов уязвимы, но невроз для невропата далеко не фатальная неизбежность.

Детская нервность - это не конкретная форма болезни, а собирательное понятие для обозначения поведенческих нарушений у ребёнка, проявляющихся в повышенной раздражительности, плаксивости, непослушности, упрямстве, немотивированной смене настроения, повышенной впечатлительности, нередко плохом сне с устрашающими сновидениями. Она может быть обусловлена по крайней мере тремя комплексами причин: соматическими болезнями (заболевания внутренних органов, очаги инфекции, частые простудные заболевания и др.), текущими или перенесёнными органическими заболеваниями головного мозга, психогенными факторами (неврозы, невротические реакции или невротические состояния). В ряде случаев (и довольно часто) повышенная возбудимость отмечается у детей уже с первых месяцев жизни. Подобное состояние наиболее часто диагностируется врачами как невропатия, или ранняя детская нервность. Практически такой же смысл вкладывается в понятия «врождённая нервность», «конституциональная нервность», «невропатическая конституция», «нервный диатез». Внешне это проявляется в беспокойном поведении, быстрой истощаемости и вегетативных расстройствах: дети часто и внешне без причины плачут, кричат, плохо сосут, а иногда вовсе отказываются от груди. После кормления часто возникают обильные срыгивания и рвота, которая со временем может стать привычной. Нередко имеют место кишечные расстройства в виде вздутия живота и запоров или, наоборот, повышенной перистальтики (сократительные движения) и поносов, но при этом даже при тщательном соматическом обследовании изменения со стороны желудочно-кишечного тракта, как правило, не выявляются. Характерно нарушение сна, особенно в ночное время. Дети долго не засыпают, требуют к себе особого внимания, в ряде случаев могут не спать всю ночь. Если же наступает сон, то он весьма поверхностный с вздрагиваниями или периодическим плачем. Пробуждение наступает от малейшего шороха. Родители со страхом ожидают наступления ночи, ласкают ребёнка, носят его на руках, качают, различными способами отвлекают его внимание и как бы задабривают. Иногда кажется, что ребёнок голоден, и ему при всяком беспокойстве дают грудь. Но это лишь усугубляет повышенную возбудимость и негативизм. Малейшее непредвиденное изменение особенностей ухода и условий кормления усиливает общее эмоциональное и двигательное беспокойство. Такие дети особенно чувствительны к изменению метеорологических условий (температура в помещении, влажность воздуха и АР-)-

Во время бодрствования дети с невропатией часто сосут пальцы, грызут ногти, ритмически покачиваются из стороны в сторону. У них затруднён переход к жеванию и приёму твёрдой пищи. Они обычно плохо переносят любые изменения внешней обстановки. Появление нового человека, новая игрушка или картинка могут вызвать бурные отрицательные эмоции.

По данным известного детского психиатра В.В.Ковалёва, невропатия является наиболее распространённым синдромом психических нарушений в раннем возрасте. Её внешние проявления в случае правильного воспитания и необходимого лечения постепенно уменьшаются и в большинстве случаев проходят к 2,5-3 годам жизни. Однако и в дошкольном возрасте (4-6
лет) у таких детей могут иногда оставаться раздражительность, повышенная аффективная возбудимость, быстрая истощаемость. При этом необузданное поведение дома часто сочетается с пугливостью, замкнутостью и страхами в непривычной обстановке, нежеланием находиться в детском коллективе. Ребёнок обычно привыкает к матери, старается не отпускать её от себя ни на шаг.

Причины ранней детской нервности могут быть различными. Существенное значение придаётся наследственным факторам. Установлено, что в 70-80% случаев один или оба родителя таких детей возбудимы. Играет также большую роль неправильное дородовое развитие плода. При детальном опросе матерей часто удаётся выяснить, что они во время беременности болели токсикозами, переносили различные заболевания или нервные потрясения (последнему фактору в настоящее время придаётся важное значение), работали в условиях профессиональной вредности или выполняли тяжёлую физическую работу.

Приведённые данные определяют основное направление профилактических мероприятий. Это прежде всего создание необходимых условий для нормального течения беременности и родов. Известно, что жизнь ребёнка начинается не с рождения, а с первых дней беременности. Следовательно, беременная женщина должна находиться в особо благоприятных, «привилегированных», условиях. Однако не следует думать, что любой токсикоз беременности и любая инфекция обязательно отрицательно скажутся на формировании нервной системы будущего ребёнка. Необходимо также учитывать роль наследственной предрасположенности к заболеваниям нервной системы в роду, алкоголизма родителей, различных случайных стечений обстоятельств и многих других факторов. Существенное значение имеет правильное воспитание ребёнка и проведение с ним различных оздоровительных мероприятий.

Родители нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребёнка, которая трудно поддаётся контролю и коррекции. Подобное состояние обозначается как гиперактивность, или двигательная растор-моженность. Она может быть продолжением ранней детской нервности или возникает у ранее здорового ребёнка. Такие дети не знают буквально ни минуты покоя. Они постоянно в движении, быстро меняют род занятий, суетливы, подвижны, рассеянны, не могут на длительное время сосредоточить своё внимание (по образному выражению родителей, ребёнок всё время «ходит на голове»). На них плохо действуют замечания старших, они часто плаксивы, беспокойны, капризны, плохо засыпают в ночное время и часто вздрагивают во сне.

Следует отметить часто встречаемую особенность гиперактивных детей. У них в раннем возрасте довольно быстрыми темпами идёт умственное и. физическое развитие. Может сложиться впечатление, что это очень одарённый, гениальный ребёнок. Однако в дошкольном возрасте и особенно в первые годы обучения в школе выясняется, что умственное развитие таких детей находится на среднем уровне. В то же время у них могут быть повышенные способности к определённому роду деятельности (музыке, математике, технике, игре в шахматы и др.).

Многое ещё остаётся спорным и неясным в причинах возникновения гиперактивности у детей. Она может быть следствием легко или умеренно выраженного поражения нервной системы ребёнка во время беременности матери и при родах; играет также существенную роль наследственный фактор. Установлено, что многие родители таких детей в детстве также имели аналогичные нарушения, а в ряде случаев, будучи взрослыми, также отличаются повышенной раздражительностью, суетливостью, эмоциональной лабильностью и неуравновешенностью характера. На фоне наследственных факторов и раннего органического поражения нервной системы немаловажное значение имеют и дефекты воспитания, особенно противоречивость требований к ребёнку со стороны родителей или чрезмерно строгое и требовательное к ним отношение. Возникает неосознанная реакция протеста, проявляющаяся как в виде двигательного возбуждения, так и в форме грубости, непослушания, негативизма.

Гиперактивность у детей часто требует специального лечения. В воспитательной работе следует учитывать повышенную двигательную активность ребёнка, его отвлекаемость и особенности поведения. В этой связи игры должны быть прежде всего подвижными, нужно менять занятия таких детей. Необходимо дать наиболее целесообразный практический выход гиперактивности такого ребёнка. Если при этом он плохо спит, особенно ночью, можно проводить накануне длительные прогулки, вплоть до умеренной усталости. При выявлении у гиперактивного ребёнка склонности к определённому роду деятельности это также следует максимально использовать в воспитании.

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наиболее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительностью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым).

В грудном и раннем детском возрасте в симптоматике невропатии на первый план выступают разнообразные соматовегетативные расстройства и нарушение сна. Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения (частые срыгивания, рвота, запоры, нередко сменяющиеся поносами, снижение аппетита или избирательность в пище, расстройства питания), дыхания (дыхательная аритмия), сердечно‑сосудистые расстройства (бледность и мраморность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, неустойчивость пульса и др.). Отмечаются и другие вегетативные нарушения, как, например, субфебрилитет, не связанный с соматическими заболеваниями, нарушение сна, проявляющегося в виде недостаточной глубины и в нарушении формулы сна (сонливость днем и беспокойство в ночное время).

У детей нередко встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде появления или усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости под влиянием обычных слуховых, зрительных и тактильных раздражений, изменения положения тела, небольшого изменения получаемой пищи и т. д. Подобные реакции могут возникать при «чувстве дискомфорта», связанного с голодом, жаждой, мокрыми пеленками, изменением температуры и влажности воздуха в помещении и т. п.

У многих детей, наряду с вегетативными нарушениями и повышенной чувствительностью, могут наблюдаться инстинктивные расстройства в форме повышенного чувства самосохранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене обстановки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. У этих детей часто отмечается повышенная склонность к аллергическим реакциям, инфекционным и простудным заболеваниям.

С возрастом выраженность соматовегетативных реакций ослабевает, однако длительно сохраняются пониженный аппетит вплоть до анорексии, избирательность в еде, замедленное пережевывание пищи, расстройства функции кишечника, трудности засыпания, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. Постепенно могут появляться новые симптомы: повышение аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, большая впечатлительность, склонность к страхам, боязнь всего нового.

Как пишет Г.Е. Сухарева, в зависимости от преобладания черт тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей, можно выделить два клинических варианта ранней детской невропатии:

При одном (астеническом ) – дети робкие застенчивые, тормозимые, повышенно впечатлительные, легко истощаемые;

При другом (возбудимом )варианте дети аффективно возбудимые, раздражительные, двигательно расторможенные.

Патогенетическую основу невропатических состояний представляет несформированность высших центров вегетативной регуляции, связанных с их функциональной незрелостью и пониженным порогом возбудимости. Синдром невропатии довольно часто входит в структуру резидуально‑органических нервно‑психических расстройств, возникающих в результате внутриутробных или ранних органических поражений головного мозга («органическая» или «резидуальная» невропатия по С.С. Мнухину, 1968). В этих случаях проявления органической невропатии обнаруживаются уже в роддоме. Они носят более грубый и монотонный характер (новорожденные плохо берут грудь, беспокойны, стонут или плачут). В дальнейшем эти явления сочетаются с разнообразной минимальной мозговой дисфункцией (ММД), повышенным внутричерепным давлением, задержкой психомоторного развития и речи.

По данным Е.И. Кириченко и Л.Т. Журбы (1976), в дифференциальной диагностике необходимо обратить внимание на то, что при «истинной» невропатии личностные компоненты выражены сильнее, в то же время как у детей с «органической» невропатией более заметны церебропатические симптомы и симптомы двигательной расторможенности.

С возрастом у детей при «истинной» невропатии могут наблюдаться нарушения функционирования внутренних органов, на фоне которых формируются соматические расстройства. Так, при нарушении функции желудочно‑кишечного тракта с возрастом возникают различные гастриты, колиты и возможны функциональные нарушения (срыгивания или рвота, отказ от еды), проявляющие себя в стрессовой ситуации (поступление ребенка в детский сад или в присутствии незнакомых людей). У детей с преобладающими нарушениями со стороны дыхательной системы в последующем легко формируются различные воспалительные процессы (бронхиты, трахеиты) и астматические (спазматические) состояния. У детей с проявлениями функциональных расстройств сердечно‑сосудистой системы в раннем возрасте, в дальнейшем, при неблагоприятных условиях (физическая или психическая перегрузка), формируются устойчивая или периодически возникающая тахикардия, экстросистолия, болевые ощущения в области сердца. Эти симптомы могут наблюдаться у людей разного возраста, но начало они берут в раннем детстве. Необходимо подчеркнуть, что в дошкольном возрасте из группы детей с ранней детской невропатией формируются две самостоятельные группы: одни дети с явлениями гиперактивности, другие – тихие, малоактивные, нуждающиеся в побуждении к действию.

Воспитатели и педагоги в дошкольном учреждении должны обратить внимание на особенности каждого ребенка и из беседы с родителями выявить основные проявления отклонений в развитии и оказать необходимую помощь в организации деятельности, привлечению внимания к игре, конструированию, к помощи в уборке рабочего места, к занятиям музыкальной ритмикой, соблюдению режима.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите различия понятий «симптом» и «синдром».

2. Каковы причины возникновения синдрома ранней детской невропатии?

3. Расскажите о проявлениях синдрома ранней детской невропатии.

4. Какие болезненные состояния развиваются на фоне ранней детской невропатии?

5. Расскажите о формах работы воспитателя в дошкольном учреждении с трудными детьми.

6. Назовите методы профилактики детской невропатии.

Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности), который обозначается также синдром гиперактивности, встречается в возрастном периоде от 1,5 до 15 лет, однако наиболее выражено проявляется в дошкольном возрасте. Основными компонентами гипердинамического синдрома считаются: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и, часто, импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. В ряде случаев наблюдаются: агрессивность, негативизм, раздражительность, взрывчатость, склонность к колебаниям настроения. В школьном возрасте постоянно отмечаются нарушения школьной адаптации, часто наблюдаются затруднения в усвоении знаний, в овладении навыками письма и чтения, нарушения пространственного синтеза (Л.Т. Журба, Е.М. Мас‑тюкова, 1980).

Поведение детей характеризуется стремлением к постоянным движениям, крайней неусидчивостью. Они беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и берут в руки предметы, попадающие в их поле зрения, задают много вопросов, часто не слушают на них ответы. Их внимание привлекается на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними. В связи с повышенной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями или педагогом из‑за нарушения режима дня, при выполнении классных заданий и т. п.

Гипердинамический синдром наиболее часто встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга, что послужило его отождествлению с так называемым синдромом «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что гипердинамический синдром формируется на фоне ММД и может сочетаться и с другими синдромами, являющимися следствием раннего повреждения мозга. На это указывают сведения в анамнезе детей, родители которых обращаются за специализированной помощью. В группе риска выявляется патология внутриутробного периода, досрочные роды, родовая травма и асфиксия новорожденных, перенесенные заболевания в первые годы жизни. Изменения в состоянии головного мозга подтверждаются на ЭЭГ и ЭХОграмме. В этих случаях гипердинамический синдром входит в структуру психоорганического дефекта, сочетаясь с расстройствами высших психических функций (гнозис, праксис, пространственной ориентировки), интеллектуальными, церебрастеническими и психопатоподобными нарушениями (Ю.И. Баршнев, Е.М. Белоусова, 1994).

Приведем следующий пример выписки из истории болезни Вовы, 6 лет, родители которого обратились за медико‑педагогической помощью в связи с трудным поведением мальчика.

Со слов матери стало известно, что мальчик от первой беременности, протекавшей с токсикозом. Мать несколько раз находилась в больнице для сохранения беременности. Роды у матери наступили в срок, длительные с акушерской помощью. Ребенок родился в асфиксии. Грудь взял сразу, но сосал слабо. Все этапы физического развития в пределах возрастной нормы, несколько запаздывало речевое развитие. Мальчик часто болел простудными заболеваниями. В детский сад для детей с нарушениями речи Вова пришел в 3,5 года и сразу обратил на себя внимание своей неусидчивостью, двигательным беспокойством, неумением играть с игрушками. Все дети играют, Вова тоже принимает участие в игре, но занятие ему быстро надоедает. Мальчик начинает мешать окружающим, ломать постройки. Если дети рисуют, то он мешает им, зачеркивает рисунки, забирает карандаши и т. п. (из характеристики воспитателя). Постоянно возникает конфликтная ситуация. Дети обижаются, шумят, иногда возникает драка между ними (элементы агрессии). Посадив мальчика за стол, педагог работает с ним одним, все остальные дети занимаются своим делом. Конфликты в группе становятся все чаще, что привело мать с мальчиком на консультацию к врачу‑психоневрологу, психологу и дефектологу.

При осмотре: мальчик пониженного питания, бледный, развитая сосудистая сеть под кожей у висков. В неврологическом статусе: недостаточное отведение правого глазного яблока, несколько сглажена носогубная складка справа, движение артикуляционной мускулатуры выполняется недостаточно, кончик языка отклоняется влево. Сухожильные рефлексы оживлены, симптом Бабинского справа. Мелкая моторика не сформирована. На основании проведенного неврологического обследования можно говорить о минимальной мозговой дисфункции.

При обследовании в кабинете дефектолога: мальчик беспокоен, задает много вопросов, рассматривает все предметы и игрушки на столе, внимание неустойчивое, быстро истощаемое. Обследуемый ничем не заинтересовывается, ходит по кабинету, не учитывает дистанцию, называет врача и педагога на «ты». На вопросы отвечает пространно, но легко сбивается и переходит на другую тему. Словарный запас достаточный, фразовая речь распространенная. Запас общих сведений ниже возрастной нормы.

На ЭХОграмме выявляется расширение боковых желудочков, что указывает на гипертензию. На диске глазного дна видны извитые узкие кровеносные сосуды. Выявленные данные указывают на минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и гипертензионный синдром.

В данном случае гиперактивность сочетается с нестойкостью активного внимания и является следствием органического поражения центральной нервной системы в виде ММД и гипертензионного синдрома. Мальчик нуждается в лечебных мероприятиях по нормализации внутричерепного давления и общеукрепляющему лечению, в дальнейшем наблюдении и особых условиях обучения. Проведена беседа с педагогом и матерью о формах воспитания ребенка, организации учебной деятельности, соблюдения режима дня.

Можно провести дифференциальную диагностику между детьми с разными формами нарушенной активности (табл. 1).

Нервная система играет определяющую роль в функционировании человеческого организма и выполняет множество функций. Даже незначительное нарушение в ее работе может привести к развитию серьезных неврологических заболеваний. Возникновение таких патологий у детей, к сожалению, довольно распространенное явление, и невропатия среди них занимает не последнее место.

Основная информация о патологии

Детская невропатия – это врожденная или приобретенная аномалия развития центральной нервной системы. Возникновение детской невропатии сопровождается такими симптомами как:

  • повышенная возбудимость;
  • отсутствие аппетита;
  • расстройство пищеварения и сна;
  • частые проявления разного рода аллергических реакций;
  • в некоторых случаях могут наблюдаться такие явления, как нервный тик и заикание.

Невропатию в зависимости от количества пораженных нервов разделяют на:

  • мононевропатию – поражение одного или нескольких одиночных нервов, которое может развиваться параллельно или последовательно;
  • полинейропатию – патологический процесс охватывает множественные нервные образования, в частности, спинно- и черепно-мозговые нервные стволы. Поражения развиваются одновременно.

На сегодняшний день выделяют 4 уровня нервно-психического реагирования (сформулированные В.В. Ковалевым):

Особое место занимает слуховая нейропатия (нарушение слуха, при котором происходит искаженная передача звука в головной мозг). При данном виде нейропатии у ребенка часто наблюдается задержка речевого развития.

Слуховая невропатия была выявлена недавно, но уже установлено, что одной из основных причин ее возникновения в большинстве случаев является генетический фактор (наследственность).

Чтобы лечение было назначено своевременно, очень важно знать по каким причинам может возникать данная патология и как именно она протекает (какими симптомами может сопровождаться).

Причины и симптоматика

Основными причинами возникновения патологии у ребенка являются:

  • инфекционные поражения (невропатия, которая возникает в результате патологического воздействия инфекций на организм, в том числе внутриутробных);
  • полученные травмы (невропатия, которая возникает в результате полученной травмы);
  • сахарный диабет;
  • компрессионно-ишемическая невропатия (происходит в результате сдавливания нервного волокна в области костного канала).

Причиной развития данной патологии может также стать неблагополучное (сложное или тяжелое) течение беременности матери, сопровождаемое такими явлениями как:

  • стрессы и депрессии;
  • родовая асфиксия;
  • сильный токсикоз;
  • хронические болезни.

Симптомы невропатии зависят от ее вида, возраста, причин возникновения и других факторов, но общая клиническая картина выглядит следующим образом:


В зависимости от возникающих симптомов специалисты также выделяют 2 основные группы больных:

  1. Дети с неустойчивой психикой, проявлениями повышенной возбудимости (нервностью) и аффективными вспышками, сменяемыми сильным утомлением.
  2. Ослабленные дети, что проявляется угнетенным состоянием и истерическими приступами.

Неврологические заболевания доставляют множество неудобств детям и родителям. Поэтому если наблюдаются такого рода нарушения, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Диагностика и лечение

Для выявления невропатии (постановки точного диагноза) понадобится комплекс диагностических мер:

Схема терапии

Тактику лечения определяет лечащий врач. Чаще всего при невропатии проводится терапия, включающая также комплекс медико-педагогических действий. Лечение лекарственными средствами проходит с назначением следующих медикаментов:


Для ребёнка с диагнозом «невропатия» полезны также физиотерапевтические мероприятия: гимнастика, массаж и водные процедуры (водные ванны, плаванье, контрастный душ и субаквальный массаж).

Народные методы лечения редко назначаются для лечения невропатии у детей. Но иногда могут быть рекомендованы к применению чаи из разнообразных лекарственных трав, оказывающие успокоительное действие. Могут применяться:

  • липа;
  • мята;
  • пустырник;
  • мелисса;
  • зверобой;
  • ромашка;
  • душица.

Нетрадиционная медицина должна использоваться по назначению и под строгим контролем лечащего врача, так как может не только не оказать лечебного действия, но и навредить (особенно это касается лечения пациентов детского возраста).

Нормализация психологического состояния ребенка при невропатии играет чуть ли не главенствующую роль, поэтому очень важно, как родители будут справляться с проявлениями данной патологии. Несколько правил для родителей:

  • общаться с ребенком спокойно и сдержанно (не стоит переходить на крик);
  • не дергать постоянными укорами, замечаниями и запретами (дети с данным неврологическим расстройством чрезвычайно впечатлительны);
  • не стоит постоянно уступать и потакать (истерики часто бывают всего лишь способом манипуляции);
  • проявлять любовь, не впадая в крайности;
  • не поощрять ребенка сладостями (дети с невропатией часто страдают от аллергии и расстройства пищеварения).

Профилактика

При своевременном лечении невропатии, прогноз благоприятный. При отсутствии адекватного лечения и правильного психологического воздействия на ребенка позднее родители могут столкнуться с множеством проблем: эгоцентризмом, вспыльчивостью, истеричностью, непомерной требовательностью и др.

Профилактическими мерами являются:


При наличии у малыша данной патологии, родителям стоит запастись терпением, так как терапия данного заболевания – достаточно длительный и изнуряющий процесс. Важно понимать, что капризность ребенка в данном случае это не признак избалованности, а серьезная проблема со здоровьем.

Страшное название… Ранняя детская нервность. Давайте разбираться поэтапно, что же это такое, как воспитывать такого малыша?В качестве синонима синдрома ранней детской нервности выступает невропатия.

Данный синдром характеризуется повышенной нервной чувствительностью плюс ослабленное здоровье малыша.

Синдром ранней детской нервности выставляет невролог либо психоневролог в период до пяти лет включительно.

Признаки

В данный синдром входят следующие ключевые признаки:

  1. Неустойчивость эмоциональной сферы. Проявляется в бурном реагировании, которое с легкостью возникает; плач, беспокойство. Настроение колеблется в течение дня.
  2. Проблемный сон. Малыш с трудом засыпает. В одной стороны, сон чуток, ребенок просыпается среди ночи. С другой, сон, наоборот, очень глубок, ребенок имеет непроизвольное мочеиспускание. Часто плохое настроение и состояние после сна, присутствует капризность, раздражительность. Бывает, что детки до двух – трех лет отказываются от дневного сна.
  3. Нарушения пищевого поведения. Желание питаться снижено, «селективность» продуктов питания. Увеличенный рвотный рефлекс, когда рвоту вызывает, к примеру, субъективно противная по вкусу еда.
  4. Малыш утомляется сильнее при шуме и в состоянии психической напряженности. В таких ситуациях ребенок рассеян, вял и раздражен одновременно. Например, ситуации большого количества людей, парк отдыха, детские площадки, цирк, театр. Даже, когда домой приходят гости! Очень распространено, что малыш хочет попасть в данные ситуации, но по итогу – слезы, раздражение, усталость.
  5. Также у таких деток имеются особенности здоровья. Чаще всего сниженное артериальное давление, головокружения, головные боли, озноб, потливость, метеочувствительность. Также характерны боли в животе, расстройства стула на нервной почве, аллергии, нейродермиты (именно реакция на стрессовую ситуацию), астма, предрасположенность к ангинам, аденоиды. Верхние дыхательные пути подвержены заболеваниям (можно проследить четкую связь со стрессом).
  6. Вероятны нервные тики, заикания, недержание мочи или кала, как у грудного ребенка, так и у детей старше.

Наверное, как вы уже поняли, что детки с синдромом ранней детской нервности – это детки с невероятно повышенной чувствительностью. Обычные для других детей ситуации, для детей с невропатией являются чрезмерными. Такая повышенная чувствительность проявляется даже в коже.

Часто малыши с синдромом ранней детской нервности не охотно принимают ванную, не разрешают расчесывать, мыть волосы, жалуются на «кусачие» вещи.

Ребенок с синдромом ранней детской нервностью может иметь опережающее развитие в интеллектуальной и речевой сферах. Это является последствием сверхактивности нервной системы грудного ребенка. Немного позже такой малыш имеет большой словарный запас, как правило, может рано научится читать.

Признаки невропатии можно увидеть уже у младенца – они имеют беспокойный сон, вздрагивают при малейшем шуме, часто срыгивают еду, имеют метеоризм и колики.
К первому году признаки становятся заметнее, достигают своего пика к двум – трем годам. К пяти годам идут на спад, к десяти почти исчезают, по причине того, что нервная система почти дозрела.

Факторы синдрома

Хочу отметить, признаки, которые я описала выше, могут проявляться отчасти или же в совокупности (когда синдром ранней детской нервности имеет выраженность).

Сейчас следует ознакомиться с факторами, которые имеют влияние на появление у малыша синдрома ранней детской нервности:

  1. Наследственность.
  2. Осложнения в ходе беременности (токсикоз, повышенное давление).
    Стрессовые ситуации при беременности.
  3. Теперь стоит обсудить рекомендации, если в вашей семье растет ребенок с синдромом невропатия?
  4. В первую очередь создаем в жизни ребеночка «охранительный режим». Он должен длиться до пяти летнего возраста, этого времени достаточно, чтобы нервная система укрепилась. Сюда входят такие показатели, как спокойное общение в кругу семьи, уменьшение бытовых шумов (беседы окружающих людей, звуки телевизора, музыка), разумное ограничение контактов и будоражащих впечатлений (гости, парки, цирки и т.д.).
  5. Следует много времени уделять уединенным прогулкам на свежем воздухе в паре мама — малыш (любая родительско — детская пара).
  6. Вторая половина дня ориентирована только на спокойные игры (рисуйте, читайте книжки, играйте с водой, глиной). Вторая половина дня должна проводиться с уравновешенным взрослым (тот, кто спокойно говорит, более терпелив и т.п.).
  7. Не стоит делать упор на развитие интеллектуальных навыков и способностей ребеночка, с синдромом ранней детской нервности стоит обратить свое внимание на развитие эмоциональной сферы малыша. Учитесь узнавать и называть эмоции, как себя самого, так и окружающих; учитесь рисовать и с помощью рисунка выражать эмоциональное состояние; учитесь отзывчивости.
  8. Важно выработать ритуал засыпания. Ритуалы снимут возбуждение, расслабят такого ребеночка, помогут ему уснуть. Это могут быть гигиенические процедуры в определенном порядке, чтение перед сном, расслабляющая, спокойная музыка, нежные поглаживания и легкий «мамин» массаж перед сном.
  9. Не рекомендуется кормление малыша через силу. Вы добьетесь лишь фиксации негативного отношения к еде. Можете сами представить последствия. В помощь вам красивое и интересное оформление пищи, увеличьте ее притягательность. Предложите малышу еду, которую он принимает. Но позаботьтесь о предотвращении запоров. Они часты у таких деток из-за проблем с питанием. Для восстановления стула предложите овощи, фрукты, настои сухофруктов.
  10. Нередок у детей с невропатией и детский онанизм. Если вы заметили, что ребенок онанирует, не стоит сразу кричать, плакать, бить по рукам. Ваша тревожность зафиксирует внимание на этих пока еще неосознанных действиях. Часто мастурбация у маленьких детей – это способ снять эмоциональное и физическое напряжение. Вы должны наладить эмоциональный контакт, поощряйте отзывчивость и искренность, показывайте свое доверие. Так же рекомендуются вечерние прогулки, разговоры с мамой – папой, и купание перед сном.
  11. Обратите ваше внимание, в ситуации истерики не стоит воспитывать малыша. В состоянии охвативших его эмоций, он вовсе не поймет, что вы от него хотите. Только после полного успокоения вашего малыша, спокойно поговорите с ним. Я подчеркиваю, спокойно. Часто плач – это разрядка, он носит позитивную функцию. Если плач – это манипуляция, не закрепляйте данное поведение своим вниманием.

Детский сад. Как быть?

Детский сад для ребенка — невропата – это чрезмерная нагрузка для «несильных» нервов.

Раздражители, такие как неприятная пища, сильный шум, новые люди и вещи вызывают у ребенка раздражение, плаксивость, проблемы с засыпанием, ребенок попросту отказывается ходить в садик.

В период адаптации к саду, у детей с синдромом невропатия снижается состояние общего здоровья. В некоторых случаях малыш продолжительно и сильно болеет.

В лучшем случае отложить поступление в детский сад до пяти летнего возраста. За этот период, как я уже отмечала, нервная система укрепится. У ребенка будет еще один год, чтобы влиться в детский коллектив, в общество.

Если не все выше перечисленные признаки отмечаются у вашего ребенка, они имеют небольшую выраженность, можно попытаться отдать в садик немного раньше, чем в пять лет.

Привыкание у детей — невропатов займет больше времени, чем у других людей. Также это потребует внимательного отношения со стороны взрослых.

  1. Родителям следует осведомить воспитателей в детском саду о свойствах реагирования вашего ребенка. Воспитатель должен дать возможность малышу переключится с активных игр на обычный ритм ребенка: поиграть самому, отвлечься.
  2. Попросить не кормить ребенка насильно.
  3. Рекомендуется забирать малыша пораньше.
  4. После группы необходимо час – два активно поиграть на свежем воздухе, чтобы ребенок снял напряжение.
  5. Вечернее время – спокойное время в дружественной обстановки. Не «напрягайте» малыша, он и так слишком утомлен.

Важно знать «правила» воспитания в семье.

Мы уже говорили про «охранительный режим». Он вовсе не означает сверхопеку.

Синдром ранней детской нервности требует специального отношения к ребенку. Следует учитывать эмоциональную, поведенческую сферы, но, и не забывайте, про физическое здоровье.

  1. Следует отказаться от таких средств воспитания как угрозы, моральные осуждения (частые), физические наказания вообще недопустимы. Следует подкреплять желаемое поведение с помощью доброты, ласки. Поощряйте совместной деятельностью (игры, творчество, познание).
  2. Руководствуйтесь последовательностью и терпением, когда требуете что-нибудь от малыша. Ваши требования должны опираться на возможности ребенка, а не на ваши желания. Это помогает снятию тревожности.
  3. В процессе воспитания вы как семья должны быть сплоченными. Противоречия в вопросах воспитания увеличивают напряженность в чувствах ребенка.

Не бойтесь проконсультироваться с детскими специалистами: психоневрологом, психологом, неврологом. Они порекомендуют нужные средства и проконсультируют по тревожащим вас вопросам.