Правила поведения в таджикских семьях. Не чужие дети: судьбы детей мигрантов в российских детдомах Главное — чтобы ребенок остался с мамой

Самоназвание - тоджик, основное население Таджикистана, второй по численности народ в Афганистане. Численность в Таджикистане 7 млн. человек, в Афганистане - 8 млн. человек. Живут также в Узбекистане (1,2 млн. человек) и других странах Центральной Азии. В Российской Федерации проживает 200 тысяч таджиков, из них в Самарской области – 7 195 человек.

Общая численность около 20 млн. человек. Говорят на таджикском языке западно-иранской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе арабской и русской графики.

Верующие таджики - в основном мусульмане-сунниты. Памирские таджики исповедуют исмаилизм.

Начало сложения таджикского народа восходит к концу 2-го - началу 1-го тысячелетия до нашей эры, когда Среднюю Азию и степи Евразии заселяли племена индоиранской общности, из которых впоследствии выделились ираноязычные племена, смешавшиеся с местными племенами эпохи бронзы. У основного населения среднеазиатских оазисов, долин и степей распространились восточно-иранские языки. Прямыми предками таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. Все эти народности и племена занимались в оазисах и долинах земледелием на базе преимущественно искусственного орошения, в горных и степных районах - скотоводством и разнообразным ремесленным производством.

Ко времени арабского завоевания (VIII век) на территории Средней Азии выделились 3 основные этнические области: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых и в дальнейшем сохранило некоторые свои культурные и бытовые особенности.

С образованием государства Саманидов в IX-X вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков, что было тесно связано с распространением общего фарси-дари-таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развивались культура и наука иранских народов (таджиков и персов), создавалась их богатая литература (первые письменные памятники - IX век). Письменно зафиксированное время появления этнонима «таджики» - XI век, однако фактически оно относится к более ранней эпохе. С X века начался многовековой процесс ассимиляции таджиками восточноиранских по языку народов. Прослеживаются восточноиранские элементы в говорах современного таджикского языка (дарвазском, каратегинском, бадахшанском и др.).

Таджикский народ и его культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с тюркскими народами Средней Азии, особенно узбеками.

С 1991 года провозглашена Республика Таджикистан.

Исконным занятием таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Западный Памир) районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, - просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала, тягловой силой служила пара волов.

Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных таджиков скотоводство составляло более существенную отрасль хозяйства. Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские товарищества по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т. п.

У равнинных таджиков издавна были развиты различные ремёсла - изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).

Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов-дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айван). Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую - внутренняя часть дома - посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре - скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.

Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.

У женщин - туникообразного покроя платья, в сельских районах - из гладких тканей, в горных южных районах - вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.

В современной одежде таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются эже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.

Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных - лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло (в том числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных таджиков - плов, у горных - суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда) и т. п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный - обычно в холодное время года.

Фольклор таджиков богат и разнообразен; трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубаи), но наиболее интересны сказки - волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например, о Ходже Насреддине.

Музыка таджиков построена на диатоническом звукоряде, вокальная - одноголосна. Музыкальные инструменты разнообразны: струнные - дутор, рубаб, танбур и др.; смычковые - гиджак, скрипка; духовые - най, кврнай, сурнай; цимбальные - чанг; ударные - таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны народные танцы (в том числе шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные народные зрелища - выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр. Успешно развиваются национальная литература, наука, профессиональные виды искусства, в том числе музыка, балет.

Как и во многих других культурах, рождение ребенка в семье у таджиков, является самым радостным событием и ребенок как продолжение рода считается смыслом жизни. Все семейные традиции, связанные с воспитанием ребёнка, были направлены на его воспитание: духовное, физическое и культурное. Потому то и члены семьи стараются во всех случаях и ситуациях оберегать беременную женщину, чтобы она родила здорового ребенка. Она должна есть самую лучшую пищу, мужчина, будущий отец старается выполнить любую прихоть жены, её оберегают от выполнения тяжелой работы по дому и вообще, ей предписывается всегда быть в хорошем настроении, не выходить без сопровождения из дома. Оба будущих родителя стараются совершать только добрые дела.

Защита новорожденного и матери

Несмотря на появление новых современных взглядов и традиций таджики все же в разных уголках страны придерживаются традиций, обычаев и верований предков. Таджики считают, что в первый год жизни ребенок должен быть оберегаем, особенно в первое время, поэтому и выделяются особенные периоды и способы защиты ребёнка от всего:

    сорокадневье; первые сорок дней после рождения новорожденный и его мать считаются уязвимыми: их не оставляют одних, стараются пускать к ним меньше народу, чтобы не подвергались сглазу или просто влиянию негативной энергии.

    обереги; оберегами, защищающими, согласно поверьям, ребенка могут быть амулеты, с написанными специальными дуа, которые дает священник, тряпичный амулет внутри которого 15 штук серых или голубых иголок от сглаза, острые предметы под подушкой, привязанные к колыбели стручки острого красного перца, чеснока, чтобы уберечь дитя от влияния злых сил

    применение двух имен для ребенка; для того чтобы скрыть ребенка от нечистой силы, в семье, где часто теряли детей, первое время называют ребенка другим именем, чтобы «злой дух» не догадался о рождении ребёнка, это может быть название фрукта, предмета быта или явления природы, а по достижению определенного возраста ребенок получает нормальное имя.


Важные для новорожденного и семьи события
В таджикских семьях с радостью отмечают события, происходящие впервые в жизни ребенка обрядами.

Первое укладывание ребенка в колыбель

Ребенка в определенный благоприятный день укладывает в колыбель, старшая в семье женщина. После этого отмечают это событие вместе с родственниками, друзьями и соседями за дастарханом, а обряд называется «гахворабандон» - укладывание в колыбель.

Первая рубашка

Первую рубашку во многих регионах надевают только через три дня после рождения ребенка, рубашку берут у старого человека, чтобы жизнь у ребенка тоже была долгой. Иногда через рубашку перед тем как одеть проводят нож, с деревянной рукояткой, желая ребенку расти крепким и здоровым.

Первая стрижка волос

Муйсаргирон -это обряд стрижки ребенка в первый раз, по достижению им одного года. Празденства и ритуал проводятся только для мальчиков, для этого приглашается священнослужитель или пожилой мужчина, который первым стрижет волосы ребенка, чтобы жизнь у него была долгая.

Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.

(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:

Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?

Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.

Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?

А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?

Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

Откуда вы, из какого района?

31. Спасибо за внимание!

09:59:00 Дети Таджикистана

Если кто по названию темы уже вообразил себе, что речь пойдет о работягах, выходцах из Таджикистана, которые трудятся за гроши по всему СНГ и особенно в Москве, ставшие уже своеобразным символом неквалифицированного труда, то спешу вас разочаровать- речь пойдет о самых обычных детках, какими много лет назад были мы с вами, но которые, в подавляющем своем большинстве, имеют намного меньше, чем имели когда-то мы.
Таджикистан - одна из беднейших стран не только на всем евроазийском континенте, но и в мире, и в этом я имел возможность убедится в ходе прошлогоднего летнего велосипедного похода по стране в течении месяца. Впрочем, своим постом я вовсе не хочу затрагивать тему бед и скитаний таджикского народа, чудовищных лишених их детей и прочее, ибо на мой взгляд эти люди живут совсем не так плохо, как всем нам кажется. Не верите?! А вы попробуйте понять это не путем сравнения Таджикистана с другими странами, а окунитесь-растворитесь в атмосфере этой полудикой горной страны, ее традициях и быте. Но увы, для этого нужно туда съездить и все это увидеть.


Детей в Таджикистане очень много! Это поразительно, но за время своей независимости число жителей возросло в полтора раза, а средний возраст населения составил 23-25 лет и это если учесть гражданскую войну 90-х и массовую эмиграцию.
Большими семьями (до 10 а то и более человек) в Таджикистане никого не удивишь, как не удивишь и массовой, по нашим меркам, детской смертностью: почти сотня детей из тысячи не доживает до 5 лет.
Также рано дети начинают работать. По рассказами главы семейства одного из высокогорных кишлаков, ребенка привлекают к домашнему труду с тех пор, как он "начинает лепешку кушать". Обычное дело встретить мальчика лет 7, пасущего небольшое стадо коз, либо собирающего урюк.
Итак, перейдем, собственно, к деткам..

Эти трое были настолько удивлены моей остановкой, что вместо того, чтобы удрать во двор, застыли на месте на фоне фактурного сарая.

Два этих кадра являются ярким подтверждением того, как иногда сложно бывает сфотографировать детей старше 10-12 лет..
Особенно это касается девочек и девушек: не успеете и глазом моргнуть, как к вам обернутся спиной, закроют лицо руками (платком) или вообще сбегут. Кадр, где трое девушек бредут прогулочным шагом горной долиной, дался мне только на расстоянии, когда обо мне и думать позабыли.

А этот бойкий паренек едва не огрел меня по горбу своей палкой за то, что я вовремя не понял, что его мать вовсе не в восхищении от моей съемки. (Обычно я спрашиваю разрешения на фотографирование, но в этот раз я попросту не распознал вежливого "нет").

Девчушки, набирающие воду у скважины
(после этого кадра пришлось забрать ведро и загрузить ишака по полной. был небольшой конфуз, когда я, неопытный, наполнил сначала один бидон, а бедное животное начало сильно крениться и заваливаться на бок...)

Девочка-бандитка (неужели у вас тоже такие же ассоциации?!).
Между прочим, впечатления впечатлениями, а наш больной желудком руководитель, ползущий на перевал и тянущий груженный велосипед с баулом, лишился карты и личной гигиенической аптечки с верхнего клапана на рюкзаке.

Маленькая таджичка

Джигит на коне даже несовершеннолетним выглядит здорово, но когда он добровольно помогает, забирая половину груза, когда ты пытаешься на велосипеде покорить перевал высотой 4 километры, начинаешь просто неистово восхищаться джигитом! Спасибо тебе, Гулмахмад!

Мама и дочки

Очень надеюсь, что эти (и еще некоторые) фотографии дошли до этой чудесной семьи с кишлака Хайработ, которую мы, измученные, встретили на спуске с самого сложного перевала похода, которая накормила и напоила нас чудным снадобьем, происхождения которого мы не знаем до сих пор.

Две сестры, если не ошибаюсь

и еще три чумазые сестрички

Этих милых ребят мы встретили, покидая горный и дикий Таджикистан. Они всей родней жили на своей летней даче в горах (около двадцати детишек всех возрастов и две взрослые