Гаитянское вуду. Гаитянское вуду Папа легба печать

Вуду — традиционная африканская религия, имеющая статус государственной на территории некоторых стран, расположенных в Западной Африке. Вуду представляет собой конгломерат из всевозможных анимистических культов, который включает в себя традиционные верования африканской (негритянской) диаспоры в Новом свете, как, например, гаитянская вуду в Бразилии, винти в Суринаме, луизианская (новоорлеанская) вуду и сантерия на Кубе и в Доминиканской республике. Все эти направления имеют синкретическую природу, соединяя с христианством африканские традиционные религии, зародившиеся в среде народа конго на территории современных Республики Конго, Демократической республики Конго и Анголы.
Не так давно Вуду было признано Римским Папой Францисском официальной разновидностью католицизма.

Гаитянская вуду, являющаяся наиболее ортодоксальной разновидностью этой религии, сформировалась в среде западноафриканских рабов на Гаити в результате смешения народных верований и элементов католицизма. Главной основой для формирования вуду стали религии народов фон и эве.

Жречество в Гаитянском Вуду

В вуду существует несколько разновидностей профессиональной религиозной деятельности, которые выделяются на основании пола и специализации.
▪ Хунган (священник) и мамбо (женщина-священник) — жрецы вуду, деятельность которых ориентирована на получение предсказаний от духов во время одержимости.
▪ Бокор (колдун) — человек, профессионально занимающийся магической деятельностью. Бокоры часто понимаются как люди, практикующие «чёрную магию» и не всегда признаются хунганами и мамбо в качестве адептов вуду. Жрецы вуду делятся на несколько категорий в зависимости от уровня жреческого посвящения.
▪ Унси (Hounsi) — помощник, примерно сопоставимый с католической должностью министранта.
▪ Хунган си пвен (Houngan Si pwen) или мамбо си пвен (Mambo Si pwen).
▪ Хунган Асогве (Houngan Asogwe) или Мамбо Асогве (Mambo Asogwe).

Религиозные практики, присущие вуду

От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. Наиболее известной разновидностью вудуистских талисманов являются мешочки с различными предметами, называемые гри-гри.
Музыка и танцы — ключевая часть ритуалов вуду.
В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор — святилище). Основные атрибуты: митан (столб — дорога богов) и чёрные свечи. Пятеро барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».
Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легба и охранителя дома Огу Фера (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Хунган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска под звук барабанов — женщины в белых платьях и мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа)
Непристойные танцы и выходки с сексуальным подтекстом во время праздника Fete de Gede сообщают лоа о том, что люди готовы с ними встретиться.

Пантеон Гаитянского Вуду

Пантеон гаитянской вуду включает два основных типа божеств: Бондьё (Bondye) и лоа (Lwa).
▪ Бондьё — это высшее божество религии вуду, всемогущий Бог, сопоставимый с христианским образом Бога. Тем не менее, в отличие от христианства, в вуду существует концепция, согласно которой Бондьё отстранился от всего происходящего в этом мире и не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu, что означает «добрый Бог».
▪ Лоа — это божества более низкого порядка, с которыми в силу отстранённости Бондьё от мирских дел и имеют дело последователи вуду. Именно с обращением к лоа связаны молитвы и ритуалы, проводимые последователями вуду.

Основной пантеон вуду
Агве (Agwe) — дух воды, покровитель рыб и моряков.
Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede)— дух смерти и загробного мира. Изображается скелетом в цилиндре с сигаретой. Одержимый им пьет ром.
Дамбала — дух, связанный со змеями (Святой Патрик). Великий Зомби. Одержимый мучится жаждой.
Легба (Legba) — дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая). Одержимый не держится на ногах.
Эрзули (Erzuli — Дева Мария) — дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ — сердце. Её цвета — красный и голубой.
Симби — дух соблазна и плодовитости.
Огун (Ogu) — дух войны и стихийных бедствий.
Мама Бриджит — супруга Барона Субботы.
Марасса (Marassa) — духи-близнецы.
Мадемуазель Шарлот — покровительница молоденьких девушек.
Собо (Sobo) — дух в виде французского генерала.
Согбо (Sogbo) — дух молний.
Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) — злой дух в виде одноногого или хромого карлика.

Папа Легба

Папа Легба — первый Лоа, которого вызывают первым во время ритуалов, так как без его помощи нельзя войти в контакт с другими Лоа. Папа Легба — страж ворот и дверей, он тот, кто их открывает. Перед началом церемонии следует нарисовать веве Легба, чтобы он сам смог войти в храм, а затем открыть дверь другим Лоа.

Легба — хромой старик с покрытым язвами телом, в соломенной шляпе и с тростью, за спиной у него соломенная сумка джакут. Часто такие сумки можно увидеть на Гаити висящими на деревьях, в них кладутся подношения Легбе. Папой Легбой нарекли за его добродушие и вежливость, но не стоит его недооценивать, так как он — Лоа, обладающий огромной силой, трикстер, любящий пошутить, но Папа Легба никого не наказывает без вины. Не стоит пренебрегать приветствием Папы Легбы, иначе можно за это дорого заплатить.

Христианскими аналогами Папы Легба являются Апостол Петр и Святой Лазарь.
Папа Легба имеет много дорог и много ипостасей и аспектов, к примеру, Легба до Мива, покровительствующий зеркалам, странник Легба Авадра, Алегба, Атибон Легба, и.т.д. Met Kafou Legba являет собой разрушение и является обманщиком. Иногда можно услышать обращение «Легба Нан Петро», это Папа Легба, который открывает дороги Лоа Петро. Образ, аналогичный Папе Легба, встречается в различных афробразильских религиях, известен под такими именами как Эшу и Элегба, но изображения этих богов отличаются от Папы Легба. У народа Йоруба и их потомков дух по имени Элегба также выступает посредником между миром людей и миром духов, но изображается в виде ребенка-трикстера.

Преподносят Папе Легба ром, табак, зерно, леденцы, пальмовое масло, жареного цыпленка, ямс, сладости, кокосовые орехи, ликер и даже попкорн.

Барон Самеди

День недели: Суббота.
Цвета: Черный и Белый, или Черный и Фиолетовый. Бывает только фиолетовый.
Область, за которую отвечает: Кладбища, Мертвые, Черная магия, Хозяин астральных врат, Дети.
Ожерелье: Черные и Белые бусины нанизаны через одну. Т.е. одна черная, одна белая, довести до необходимой длины.
Приношения: Черный кофе, Черный козел, Черный петух, Жареный арахис, Водка настоянная на 21 перце, Ром (или самогон хорошего качества), Сигара.
Символ: Крест, Череп, также Трость и Шляпа (цилиндр),
Семейное положение: Женат на Маме Бригит (хозяйка ворот кладбища).

Барон Самеди является управителем кладбища и мертвых. Первая могила (если умерший мужчина), посвящается ему. Причем этот мертвый, скорее всего, будет смотрителем кладбища, а не самим Бароном, но через него энергии Барона могут свободно управлять другими мертвыми. За род (или умерших предков) Барон не отвечает, но с его помощью можно открывать ворота в их мир. Он поможет с ними общаться и поддержит, если что-то пойдет не так.

Барон носит цилиндр, одет в смокинг, в руках держит трость (в некоторых интерпретациях - костыль). Он курит крепкие сигары, пьет ром и нецензурно ругается.
Любит детей и жизнь, как вторую составляющую смерти. Если ребенок находится при смерти (или подвержен смертельной опасности), то надо обращаться к Барону. Он милосерден к детям. Хотя иногда весьма по-своему.

Также в его ведомстве находится так называемая черная магия.
Если колдун хочет наслать порчу или убить человека, то с этим вопросом можно обращаться к Барону Самеди.

Для вызова Барона не всегда требуется предварительное приглашение на ритуал Легбы, т.к. Барон может сам открыть двери и придти. Но из уважения к Традиции и самому Легбе имеет смысл все-таки сперва позвать Легбу, а затем уже Барона. Это просто дань почтения великому Ориша.

При пересечении кладбищенских ворот (входе на территорию кладбища), следует попросить об этом разрешения Барона, т.к. вы входите в его дом. И дальше будете находится под присмотром его подопечных.

Барон - это не просто хранитель кладбища (сущность, которая смотрит за мертвыми на каком-либо конкретном кладбище, у каждого кладбища она своя), но через него Барон может проявить себя. Барон - это гораздо больше, чем только мертвые, это очень сильный Дух, в ведомстве которого находится всё умершее и уже отжившее свой срок. Все связанное со смертью - это он.

Если вашим покровителем является Барон, то вы сможете легко общаться с мертвыми. Вы сможете легко избавляться от уже не нужных вам связей и привычек. С помощью этой энергии вы сможете лечить людей, а ваши проклятия будут иметь особенную силу. Вы сможете видеть, кто уже отжил свой срок, а кто еще нет.
Барон станет для вас Учителем и покажет свой взгляд на мир, научит любить жизнь и принимать смерть. А также относиться ко многим вещам легко, иногда даже цинично, т.к. всем им суждено когда-либо покинуть этот мир и уйти в забвение. Даже самым важным и кажущимся не преодолимыми.

Маман Бриджит

Maman Brigitte, что достаточно удивительно для Вуду, по происхождению британка. Он произошла от Brigid или святой Brigit, кельтской богини поэзии, кузнечного дела и врачевания.

Она, должно быть, прибыла на Гаити в сердцах высланных шотландских и ирландских служащих.

В настоящее время Маман Бриджит рассматривается как жена Барона Самеди, Хозяина Кладбища и главы всех умерших предков. Могила первой женщины, захороненной на любом кладбище на Гаити, посвящена Маман Бриджит, и на том месте установлен ее церемониальный крест. Она так же, как Барон Самеди, призывается, чтобы «поднять мертвого», т.е. вылечить и спасти тех, кто находятся при смерти от болезни, вызванной колдовством.

Маман Бриджит, как и её муж, использует в своей речи много ругательств. Она пьет горячий ром с перцем, настолько горячий, что человек, которым обладает Лоа, никогда не смог бы выпить его. Она также помещает красные гаитянские перцы на кожу своих гениталий, и это то испытание, которому женщины подвергаются, когда они подозреваются в фальсифицировании одержимости. Она танцует наводящий на сексуальные размышления и очень артистический танец, виртуозность ее танца поразительна.

Маман Бриджит и Барон Самеди — мать и отец, которые преобразовывают души мертвых в Loa Guede, удаляя их от мистических вод, где они были без знания своей идентичности и своего имени.

Эрзули

Лоа любви, красоты, чистоты, она идеальная женщина, луна. Самая привлекательная Богиня Вуду. Она — сердце Вуду, аспекты Эрзули охватывают не только любовь и добрую волю, но также ревность, разногласие и месть. Она может часто быть жестока к женщинам и их желаниям. В алтарной комнате храма она представлена как корабль, свисающий с потолка. В качестве приношений ей жертвуют сладости, приятные спиртные напитки, духи, цветы и свечи.

Эрзули имеет два аспекта: Эрзули Дантор и Эрзули Фреда. Ее сфера деятельности красота, любовь, секс. Как Эрзули Дантор — она кокетлива и похотлива, она никогда не бывает удовлетворена на все сто процентов и поэтому она часто плачет. Эрзули оплакивает короткую человеческую жизнь и жалеет о том, что любовь не может быть вечной. В качестве Эрзули Фреды она, напротив, романтична и невинна. В сантерии она ассоциируется с богиней Ошун и Помба-Жира соответственно. Эрзули на руке имеет три обручальных кольца так как является женой одновременно трех Лоа: Дамбала, Огун и Легба.

Как привать Эрзули Фрэда
Erzulie Freda — богатая белая женщина, разнородная богиня любви, живущая в атмосфере парфюмерии и роскоши

Сет коут коуто, сет коут пвениад,
Прете м дедим а, поу м воми пой вами сан мвен (напеваем 2 раза),
Сан мвен апе коуле.

Как призвать Эрзули Дантор
Erzulie Dantor — черная женщина, которая представлена на литографических иллюстрациях таких католических книг, как «Святая Барбара Африканская». На ее щеке видны племенные шрамы. Она гетеросексуальна в том смысле, что имеет ребенка, но она также покровительница женщин-лесбиянок.
Она считается защитницей недавно посвященных Houngan и Mambo, а также женщин, которые подвергаются насилию со стороны мужа.

Эрзули фанм Ти-Джан метрес кай ла (напеваем 2 раза)
Па реле, сеу оу поте хунган ниво,
Па реле, се оу поте ванга пи фо,
Эрзули фанм Ти-Джан метрес кай ла,
Пакет мвен тут маре.

Папа Легба имеет связь со Св. Петром в католичестве — оба они известны в качестве хранителей.

Папа Легба является могучим Лоа, его культ возник на Гаити в колониальные времена и впоследствии принесен в Новый-Орлеан беженцами, спасающимися от революции на Гаити. Он является хранителем ворот и перекрестков. Дух к которому надо обратиться в начале и в конце каждого ритуала Voodoo, чтобы открыть и закрыть ворота общения с миром духов.

Благодаря своей роли стража ворот, Легба связан со Св. Петром который по традиции хранит ключи к небесам.

Он часто изображается, как пожилой чернокожий мужчина с тростью, в соломенной шляпе и либо курит трубку или разбрызгивает воду по земле. Его иногда сопровождает черная собака или петух.

Его цвета черный и красный. Число его 3 . Его день недели — понедельник, и он
связан со Святым Лазарем и Святым Петром.

В Бразилии он известен как Эшу, исходя из его первоначального в Yoruban имени Эшу. На Кубе он известен как Ellegua и часто изображается как молодой игривый ребенок или обманщик.

В Гаити и Новом Орлеане он часто воспринимается либо как старый мудрец и другие времена, как сильный и крупный молодой человек. Независимо от того, как он изображен, любой кто практикует Вуду знает, что Legba должен вызываться в начале и в конце каждого ритуала и что любая крупная работа Voodoo должна быть предпринята с его разрешения и благословения.

Связь с другими Богами не может даже возникнуть, пока он не поможет вам, потому что Папа Легба является тем, кто держит в руках ключи от дверей между физической и духовной сферами.

Подношения Папа Легба.

Подношения Папе Легба включают конфеты, ром, табак, бананы, черный кофе, курицу-гриль или пальмовое масло. Многие люди, которые работают с Papa Legba размещают его образ на входной двери снаружи, чтобы отразить негативную энергию и привлечь возможности.

Популярная молитва к Папе Легба:

Папа Легба, открой дверь, твои дети ждут.

Папа Legba находится на любых перекрестках и в местах где две дороги пересекаются, а также в местах, где встречаются физическое царство и мир духов.
Он принимает то, что оставляют у его ног и превращает это во что-то полезное. Вы можете прийти к нему на перекрестк и оставить печаль, то что осталось от ваших заклинаний, оставшуюся от духовной ванны воду, или что-нибудь другое, и он отправит все это туда где оно должно быть.

Есть также рассказы людей, приходивших на перекресток, чтобы получить от Легбы подарки и таланты, такие как способности к танцу, больше удачи в азартных играх и умения игры на гитаре.

Папа Легба управляет выбором жизненного пути, по которому мы все идем. Для Papa Legba , выбор имеет первостепенное значение. Важен для него тот выбор, который отображает зрелость ума и сердца.

Наиболее важной ролью Папы Легба является то, что к нему можно обратиться за помощью в любом вопросе, особенно для создания позитивных изменений и новых возможностей в жизни человека.

Обращение к Папа Легба.

Я хочу научить вас простому обращению к Папе Легба, которое вы можете выполнить дома, чтобы испросить его помощи и благословения.
Возьмите статую или образ Святого Петра, который вы можете легко найти в интернете и распечатать его.
Перед ним поставьте стакан воды и столько, столько любымых его подношений, сколько сможете. Они включают в себя рюмку рома, белый рис, попкорн, жареный арахис и жареные бататы. Зажгите зеленую свечу у его образа и поговорите с ним, как с другом. Объясните свои потребности и ясно скажите чего вы хотите. Пусть свеча догорит до конца, а затем положите остатки свечи и подношения к Папе Легба в кусок белой ткани или в коричневый бумажный мешок и оставьте их на ближайшем перекрестке.
Это простой обряд является очень мощным и доказал свою эффективность для меня и других людей бесчисленное количество раз.

Пусть Папа Легба придет к вам на помощь!

Которого приверженцы религии считают посредником между людьми и всеми остальными лоа. Именно он по представлениям вудуистов даёт разрешение (или запрещает) говорить с населяющими мифическую страну Ле Гвинею лоа, открывая и закрывая ворота, разделяющие миры; именно поэтому любая церемония в вуду с обращением к лоа начинается и заканчивается обращением к нему. Также считается, что он знает все человеческие языки и помогает душам умерших попасть в подземный мир, а впоследствии может помочь установить живым контакт с ними. С другой стороны, Папа Легба может и помешать проникновению духов в мир живых, поэтому вудуисты его часто просят о помощи в защите дома от злых сил и подобных случаях.

В гаитянском вуду Папа Легба обычно изображается как старик на костылях или с палочкой, одетый в широкополую шляпу из соломы и курящий трубку или окропляющий водой. Собака является животным, посвящённым ему. Ввиду своего положения в качестве «привратника» между мирами живых и лоа он часто отождествляется со Святым Петром, который играет подобную роль в католицизме. На Гаити он также иногда изображается в образе Святого Лазаря или Святого Антония.

В жертву Папе Легбе приносятся белый петух, а также зерно, кофе, ром, табак, сигареты, маленькие игрушки, трубочный табак, кукурузные трубки, кокосовые орехи, сироп, ликер, коньяк, кола, орешки, сладости, мороженое, шоколад, сигары, сигариллы, жареная и копченая курица, ямс, леденцы, торты, пирожные.

Образ, похожий на Папу Легба, имеется в афробразильских синкретических религиях, таких как кандомбле и умбанда , где известен под именами Эшу или Элегба, хотя в традиции его изображения там присутствует много отличий. Например, у народа йоруба в Нигерии, а также у его потомков в Бразилии и на Кубе дух по имени Элегба выполняет ту же роль привратника между мирами, но изображается обычно в виде ребёнка-трикстера . В Бенине и некоторых районах Нигерии почитается божество Легба, которое имеет внешний вид демона с большими рогами и фаллосом; в сельской местности его святилище обычно находится у входа в деревню.

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Напишите отзыв о статье "Папа Легба"

Отрывок, характеризующий Папа Легба

– Я видела отца... Я видела, как он умирал... Это было так больно, мама. Он уничтожит нас всех, этот страшный человек... Что мы сделали ему, мамочка? Что он хочет от нас?..
Анна была не по-детски серьёзной, и мне тут же захотелось её успокоить, сказать, что это «неправда» и что «всё обязательно будет хорошо», сказать, что я спасу её! Но это было бы ложью, и мы обе знали это.
– Не знаю, родная моя... Думаю, мы просто случайно встали на его пути, а он из тех, кто сметает любые препятствия, когда они мешают ему... И ещё... Мне кажется, мы знаем и имеем то, за что Папа готов отдать очень многое, включая даже свою бессмертную душу, только бы получить.
– Что же такое он хочет, мамочка?! – удивлённо подняла на меня свои влажные от слёз глаза Анна.
– Бессмертие, милая... Всего лишь бессмертие. Но он, к сожалению, не понимает, что оно не даётся просто из-за того, что кто-то этого хочет. Оно даётся, когда человек этого стоит, когда он ВЕДАЕТ то, что не дано другим, и использует это во благо остальным, достойным людям... Когда Земля становится лучше оттого, что этот человек живёт на ней.
– А зачем оно ему, мама? Ведь бессмертие – когда человек должен жить очень долго? А это очень непросто, правда? Даже за свою короткую жизнь каждый делает много ошибок, которые потом пытается искупить или исправить, но не может... Почему же он думает, что ему должно быть дозволенно совершить их ещё больше?..
Анна потрясала меня!.. Когда же это моя маленькая дочь научилась мыслить совершенно по-взрослому?.. Правда, жизнь не была с ней слишком милостивой или мягкой, но, тем не менее, взрослела Анна очень быстро, что меня радовало и настораживало одновременно... Я радовалась, что с каждым днём она становится всё сильней, и в то же время боялась, что очень скоро она станет слишком самостоятельной и независимой. И мне уже придётся весьма сложно, если понадобится, её в чём-то переубедить. Она всегда очень серьёзно относилась к своим «обязанностям» Ведуньи, всем сердцем любя жизнь и людей, и чувствуя себя очень гордой тем, что когда-нибудь сможет помогать им стать счастливее, а их душам – чище и красивей.
И вот теперь Анна впервые встретилась с настоящим Злом... Которое безжалостно ворвалось в её очень хрупкую ещё жизнь, уничтожая горячо любимого отца, забирая меня, и грозя стать жутью для неё самой... И я не была уверена, хватит ли ей сил бороться со всем одной в случае, если от руки Караффы погибнет вся её семья?..

Это дьявол))все вудуны считаются дьяволами, помогающими людям, они отнюдь не такие гламурные, как их рисуют на картинках ориша.в интернете………

Внешне Легба похож на дьявола.

когда католические миссионеры прибыли к берегам западной Африки, они увидели скульптуры с большими головами, рогами, и длинным членом.
каждая часть в изображении Легбы несет символическое значение.
Внешний образ Легбы сформировался в процессе видов его деятельности и его возможностей.
К Легбе обращаются вначале любой работы. Кроме жемо – кто прошел настоящую инициацию и имел жемо реальных в своей жизни- таким не нужно обращаться к легбе, т.к. они сами уже как легба.!

Католики увидели насколько часто африканцы обращаются к Легбе, и решили что африканцы поклоняются Дьяволу, ведь в католической доктрине именно так выглядел дьявол, и в средние века монахи писали книги на козьей коже, где описывали свои видения и виды дьяволов. Надо понимать, что католики появились в Африке в 17-18 века, как раз когда еще представление о дьяволах в Европе еще сильно доминировало.

В городе Котону – экономической столице Бенина есть перекресток, который называется ЛЕГБА.
Это главный перекресток в историческом центре, соединяющий принципиальные дороги города:
на центральный рынок Дантокпа,
площадь Красной Звезды,
к главному кафедральному собору,
к крупным магазинам, коммерческому кварталу.

Этот аспект Легбы как перекресток, пересечение энергий, решение проблем.На перекрестке можно сменить траекторию в нужную сторону, а можно просто попасть в ловушку и уйти не туда.
Легба был младшим сыном Мау-Лисса, верховного божества в Вуду, у которого было 7 детей, каждый из которых имеет мужской и женский аспект.Легба -страшный, способный разрушить замыслы богов, отдалить смерть от дома и наоборот навести. Ежедневные приношения ему чтобы получить его расположение; Либасьон -вода, масло, кровь петуха.
Легба который между городами – Толегба,
легба посреди рынка – Аизан.

Легбу очернили колонизаторы назвав дьяволом, Дьявол по значению в библии – это враг человека. Католики хотели свернуть символику на свою, ведь Легба – это крест, католики хотели заменить африканский трюк своим трюком.Легба не является врагом человека, поэтому по логике не может быть дьяволом. Легба находится при въезде в любой город, на опасных местах как хранитель. Во Fранции и Gермании тоже при въезде в города стоят кресты для путников, и в альпах на трудных участках стоят кресты, где можно остановиться и помолиться.
Слово Легба принадлежит народу еве – жители юга Нигерии, бенина, Того.На йоруба его называют Элегбара, Эшубара, Эшу элегбара, или просто Эшу.