Что делать, если новорожденный икает? Новорожденный (от момента рождения до одного месяца) Что делать если новорожденный не

Нехватка грудного молока или слабая лактация приводит к тому, что малыш просто не наедается. Не спешите переходить к кардинальным мерам. К таким, как докорм, переход на смешанное кормление и допаивание. Эти меры не нужны грудничку, так как ребенок получает необходимые элементы из грудного молока.

Только молоко мамы дает 100% веществ, в которых нуждается новорожденный. Кроме того, такие методы приводят к еще большему ухудшению лактации, молоко в скором времени может пропасть полностью. А допаивание грудничка приводит к появлению коликов и других расстройств пищеварения.

Как определить, хватает ли малышу молока

  • Грудничок сильно плачет. Причин плача может быть множества, поэтому нельзя рассматривать только этот признак, как показатель определенной проблемы (недоедание, колики, заболевание или нехватка внимания). Выявить причину плача можно лишь в совокупности нескольких признаков;
  • Слабость и сниженная активность малыша. Помните, что ребенок бывает спокойным и в силу характера, а не из-за нехватки молока;
  • Новорожденный плохи спит или не спит вовсе;
  • Недостаточное количество дефекаций. В первый месяц после рождения стул бывает 8-12 раз в сутки практически после каждого кормления. Затем частота постепенно сокращается и доходит до 1-2 раз в сутки. Отсутствие стула два и более дня – признаки того, что у грудничка запор. Подробнее о нормах стула новорожденного читайте по ссылке /;
  • Грудничок сосет палец и края пеленки, причмокивает язычком или губами. Эти признаки свидетельствует что ребенок не наедается грудным молоком и ищет грудь дальше;
  • Малыш не прибавляет в весе или теряет его. В первый месяц новорожденный в среднем должен набирать 90-150 грамм в неделю. В период второго-четвертого месяца – по 140-200 грамм в неделю. После пятого месяца прибавка постепенно снижается. К полугоду вес ребенка должен увеличиться примерно в два раза по сравнению с показателями при рождении. Подробнее узнать о нормах прибавки веса грудничка до года можно ;
  • Норма потребления не играет большой роли в определении того, хватает ли ребенку молока. Такая норма различна и зависит от возраста малыша, индивидуального развития и потребностей. Как правило, в первые четыре дня новорожденный съедает около 200 мл грудного молока в сутки, к месяцу норма возрастает примерно до 600 мл.


Почему малыш не наедается

Когда ребенок не наедается грудным молоком, основной причиной становится нехватка грудного молока и низкий уровень лактации. В этом случае необходимо разобраться, почему пропадает молоко. Чаще всего, низкая выработка молока обусловлена неправильным питанием кормящей мамы.

Однако малыш может не наедаться и при нормальной выработке молока. Это означает, что он не получает молоко в полной мере. Как правило, это происходит из-за неверной организации грудного вскармливания, неудобной позе при кормлении и неправильном захвате соска.

Психологическое состояние малыша и мамы – важный фактор при грудном вскармливании. Депрессия, психологическая неготовность кормить грудью или принимать молоко, болезненные ощущения в груди и трещины на сосках приводят к тому, что молоко пропадает или ребенок отторгает и не берет грудь.

Решение проблемы

Если ребенок не наедается грудным молоком, а лактация находится на хорошем уровне, необходимо проследить за прохождением вскармливания. Неправильная поза при кормлении и неправильный захват соска приводит к тому, что малыш не получает нужную порцию молока.

При кормлении ребенок должен захватывать и сосок, и область вокруг радиусом 2-2,5 см (ареолу). Следите, чтобы носик упирался, но не утопал в груди. При этом обе губы должны быть вывернуты наружу, а ребенок может свободно регулировать сосок во рту. Малыш должен сам брать грудь, не заставляйте и не вталкивайте сосок. Насильное кормление приводит к неправильному захвату соска. Если грудничок не берет грудь, дайте пососать палец.

Если проблема в лактации, необходимо повысить стимуляцию выработку молока. Существует масса методов, которые помогут наладить лактацию без вреда грудничку. Среди наиболее действенных способов выделяют:

  • Пейте больше жидкости. Теплое обильное питье обеспечит успешную лактацию, укрепит иммунитет и поможет при вирусных заболеваниях. Минимальный объем жидкости в сутки – 2 литра, половина из этого должна составлять питьевая вода. В остальном можно пить компот из сухофруктов и некрепкий чай. Супы и бульоны – тоже источники жидкости;
  • Наладьте рацион. Помните, что меню должно включать необходимые витамины и элементы. Обязательно ешьте овощи и фрукты, мясо и рыбу. А вот от слишком жирного и острого во время грудного вскармливания лучше отказаться. Уменьшите потребление соленой пищи, сладкого и мучного. Кстати, существуют продукты и напитки, которые повышают. Список этих продуктов вы найдете по ссылке /;
  • Больше отдыхайте и высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе и делайте несложные физические упражнения. Йога или бассейн – занятия, которые не противопоказаны кормящей маме. При этом вы быстрее вернете дородовую фигуру, зарядитесь энергией и хорошим настроением;

  • . Круговые движения по часовой стрелке стимулируют лактацию и при необходимости помогут устранить комочки и расцедить молоко. Кроме того, массаж – профилактика лактостаза и мастита. Однако учтите, что массаж при грудном вскармливании должен приносить удовольствие, а не вызывать боли;
  • Кормите не по расписанию, а по требованию грудничка. Усилить лактацию помогут частые прикладывания. Днем кормить можно каждые 1-2 часа, а ночью – минимум четыре раза. ;
  • Обязательно заботьтесь о гигиене груди. Мойте два раза в день без использования обычного мыла и полотенец, так как они раздражают кожу. Для мытья берите нейтральное жидкое мыло, а для вытирания – мягкие салфетки. Следите за сосками, так как вызывают дискомфорт и опасные заболевания. Такие как стафилококк, мастит и другие инфекции;
  • Пейте отвары из тмина, укропа и фенхеля. Однако употребляйте народные средства с осторожностью, так как некоторые компоненты вызывают у грудничков аллергию. Помогут и специальные .

Наладить выработку молока помогут советы из статьи “ ”. При грудном вскармливании важно сохранять стрессоустойчивость и комфортный эмоциональный фон. Однако многие мамы подвержены депрессии после родов. Недосып, усталость и прочие проблемы приводят к сильным переживаниям. В данном случае не спешите принимать успокоительные таблетки, так как некоторые препараты негативно влияют на состав молока и состояние новорожденного.

Помогут при депрессии и стрессе расслабляющие ванны и ароматерапия, полноценный сон и прогулки на свежем воздухе. Безопасными при лактации считаются таблетки валерианы, пустырника и глицина. А вот современные успокоительные средства, типа “Персен” или “Новопассит”, врачи употреблять кормящим мамам не рекомендуют. Кроме того, при грудном вскармливании противопоказаны настойки на спирту.

Когда необходим докорм

Иногда, если ребенок не наедается грудным молоком, врачи рекомендуют вводить докорм. Однако учтите, что делать это можно только по рекомендации доктора! Как правило, докорм назначают при заболевании мамы и длительном приеме медикаментов, не совместимых с лактацией. Кроме того, докорм необходим, если грудничок не набирает или теряет вес, а также если малыш родился недоношенным.

Докорм смесью должен составлять 30-50% суточного объема пищи. При превышении дозы, смешанное вскармливание перейдет в искусственное! А без грудного молока малыш не получит необходимых элементов и витаминов для полноценного роста и развития. Кроме того, для сохранения грудного вскармливания лучше не использовать бутылочки и соски. Ребенок быстро привыкает к соске и в дальнейшем отказывается от груди. Как правильно докармливать малыша и какую смесь выбрать, расскажут .

В этой статье:

Новорожденные – это не только море эмоций, радости и счастья, это еще и множество нового и неизведанного, что будет волновать молодых родителей каждую минуту. В первую очередь мама всегда переживает, чтобы ее крохе было тепло, он был сыт и крепко спал.

Мамы уже смогли пройти непростой этап родов и теперь для них самое важное – это период кормления ребенка грудью. Маму в этот период может беспокоить почему её новорожденный малыш не кушает. Он может напрочь отказываться от грудного молока, постоянно спать или прикладываться к груди всего на несколько минут. Давайте рассмотрим, почему ребенок так себя ведет и стоит ли беспокоится по этому поводу.

Основные причины

В основном малыши, а в частности груднички, могут отказываться от полезного маминого молока по разным причинам. Педиатры их оценивают по трем основным возможным группам проблем:

  1. Проблемы с самим новорожденным. В первые дни после родов малыш может находится в состоянии привыкания к новому миру. Он может быть слаб, сонлив и не активен. Именно в такие периоды малышу совершенно не хочется есть или же ему хватает нескольких присасываний раз в 2-3 часа. В таких случаях не стоит особо бить панику. Конечно, вам может показаться, что новорожденный мало ест, однако ему этого вполне хватает. Более серьезная ситуация возникает, если ребенок отказывается есть даже через 5-7 дней. В этой ситуации причин может быть несколько или же они комплексно связаны между собой. В первую очередь это может физиологическая особенность ребенка, а именно короткая уздечка языка у ребенка или плохой сосательный рефлекс, который будет развиваться постепенно. Часто причиной, почему новорожденный не ест – является простая бутылочка, с которой заботливые мамы пытаются накормить ребенка. Даже не смотря на юный возраст, дети являются довольно смышлеными. Они предпочитают питаться только с более простых искусственных приборов, где не надо прикладывать много усилий – молоко или другая пища сама будет литься им в рот.
  2. Физиологическое состояние роженицы. Еще одной причиной, почему новорожденный плохо ест, является физиологическое состояние женщины, а именно лекарства, которые вводили маме во время родов. Довольно часто при сложных и болезненных родовых процессах, женщинам вводят обезболивающие препараты, которые моментально проникают в кровь мамы, а следовательно и в организм самого ребенка. Из-за этого он может несколько дней после рождения быть вялым, сонливым, неактивным и очень мало есть.
  3. Особенности груди и молочных желез. Малыш может быть голодным из-за физиологических особенностей маминой груди. В частности, если она имеет довольно втянутые и плоские соски, с которым не так просто добыть молоко.

Также следует обратиться за консультацией к специалисту по грудному вскармливанию или педиатру. В дальнейшем стоит кормить ребенка по часам, как того требуют врачи. Делать это нужно каждые 3 часа. Однако лучше всего давать малышу грудь по первому требованию. Это обезопасит его от возможной потери веса в первые месяцы жизни.

Если же ребенок и в 4 месяца плохо ест, то скорее всего – это специфика обмена веществ и нерастраченная энергия у ребенка. Возможной причиной может быть постепенное убывание маминого молока, если малыш при грудном вскармливании теряет вес, нужно сразу же обратиться за консультацией к врачу.

Если ваш малыш постарше, то здесь решение проблемы может скрываться в другом. Скорее всего, ребенок в 5 месяцев плохо ест из-за недостаточного количества молока, роста зубов или же возникшего желания пробовать что-то новое. В такой ситуации нужно просто вводить прикорм, который облегчит бессонные мамины ночи, позволит малышу иметь прекрасный аппетит и ускорит быстрое развитие всего организма.

Переживать стоит в тех случаях, когда ребенок при плохом аппетите начинает терять в весе. Особенно если просматривается стабильный и постоянный сброс. В месяц грудничок должен стабильно набирать от 300 до 800 грамм. Если этого не происходит, нужно немедленно обратиться к врачу, который установит причину плохого аппетита и поможет родителям справиться с этой проблемой. Кормление по графику, устранение определенных проблем со здоровьем или физиологией ребенка, в считанные недели дадут хороший результат.

Будьте разумны и бдительны со своими детьми!

Полезное видео о 1 месяце жизни новорожденного

У вас родился ребенок, и вы внимательно следите за его состоянием, не пропуская даже самые важные мелочи. Так, регулярный стул становится одним из критериев здоровья ребенка и его состояния на данный момент. Поэтому, если новорожденный не какает больше суток, молодая мать начинает бить тревогу и искать причины подобных отклонений от графика. А стоит ли? Может просто подождать?

Оказывается, нарушение регулярного стула у новорожденных – это далеко не показатель отклонений от норм и происходящих нарушений в организме ребенка. Малыш может не какать в течение нескольких дней при том, что он довольно хорошо кушает, не пропуская приемы пищи, и не капризничает при надавливании на живот. Большинство педиатров утверждают, что ребенка не следует трогать до тех пор, пока он не станет плаксивым и не начнет «говорить» о боли в животе – пока малыша не беспокоит запор, трогать его не следует. Но молодые мамы иного мнения, поскольку считают, что проблему лучше предотвратить заранее, а не лечить уже запущенное нарушение. О том, как малыш какает, и сколько раз на день будет подробнее рассказано в статье.

Грудничок, находящийся на грудном вскармливании или употребляющий молочную смесь, может какать по-разному. Здесь все заключается в составе употребляемой еды. В первые два месяца малыш, находящийся на грудном вскармливании, может какать до 6 раз в день – и это нормально. Кал при этом жидкий, иногда приобретающий характерный желтый оттенок.

Поскольку желудочно-кишечный тракт ребенка в первые месяцы только формируется, будет неудивительным, что малыш перестает какать, и отсутствие опорожнения продолжается в течение нескольких дней.

Это важно: Грудное молоко матери настолько универсально и «чудодейственно», что подобное отсутствие опорожнения не влечет вреда малышу. В период отсутствия каловых масс происходит формирование работы кишечника, в результате чего все полезные свойства молока задействуются – в это время происходит полное усваивание пищи.

Гораздо опасней представляется ситуация, когда ребенок не какает в течение нескольких дней, и ранее употреблял только молочную смесь. Даже самые дорогостоящие смеси не могут усваиваться в организме ребенка, поэтому какать малыш должен каждый день – образованные шлаки и скопления неусвоенных элементов обязательно выходят в виде кала. Если при искусственном вскармливании новорожденный ребенок не какает несколько дней, значит, в организме произошли нарушения функций, и родителям следует показать малыша врачу или прибегнуть к самостоятельному решению проблемы. Разумеется, речь идет о новорожденных – о ребенке до 3 месяцев. В дальнейшем малыш начинает какать реже – до 2 раз за день при грудном вскармливании и до 3-4 раз в неделю при искусственном кормлении (оптимальное выведение кала – ежедневно).

Когда бить тревогу?

Как уже было сказано выше, если месячный малыш долго не какал и не изменил своего привычного поведения на более капризный, беспокоиться родителям не следует. При искусственном вскармливании достаточно дать малышу настой чернослива – это поможет в дальнейшем опорожнении, поскольку чернослив смягчает каловые массы, и они пройдут легче. Показать ребенка врачу следует в случае начавшихся капризов – малыш стал более плаксивым, нервозным, при несильном надавливании на живот ребенок начинает сильно плакать.

Выделяют следующие причины проблем с выведением кала из желудочно-кишечного тракта новорожденного:

  • Прием лекарственных препаратов – существенные отклонения от норм можно наблюдать во время приема антибиотиков.
  • Прожитый малышом стресс, испуг, восприятие нервозности матери.
  • Развитие кишечных инфекций – в этом случае кал ранее мог приобрести иной оттенок, наблюдаются рвотные выделения. Также на кишечную инфекцию могут указывать наличие в кале ранее вкраплений и прочих видоизмененных включений. В этом случае не следует дожидаться запора, а сразу обращаться к врачу.

Предварительно определить причину запора у малыша можно и самостоятельно – здесь необходимо проанализировать его поведение ранее и сейчас в момент возникновения неприятностей с работой кишечника. Лучше же показать малыша врачу, чтобы он в точности определил причину нарушений функции внутреннего органа и назначил точное лечение.

Это важно: Без консультации врача запрещается давать малышу какие-либо лекарственные препараты. Также не разрешается давать ребенку средства из народной медицины без консультации у педиатра и аллерголога – велик риск развития аллергической реакции на определенный компонент.

Что делать если новорожденный не какает

Определив причину отсутствия выделения кала у ребенка, следует приступить к устранению проблемы.

Здесь следует прибегнуть к следующим действиям:

  • Для начала помогите крохе опорожниться – возможно ребенок попросту не может этого сделать в силу слабой перистальтики кишечника, что у новорожденных наблюдается часто. Для этого сделайте массаж животика – ладонью с легким надавливанием делайте круговые движения по часовой стрелке. Ребенку в этот момент не должно быть больно. После этого приступите к выполнению простого упражнения – «велосипед».
  • Колики и запоры можно устранить прикладыванием теплой пеленки животику – кишечник начинает лучше работать, а кал значительно смягчается.
  • Пересмотрите свой рацион, если ваш ребенок находится на грудном вскармливании. При использовании смеси замените ее на специальную, предназначенную для предотвращения колик и запоров.
  • Отсутствие опорожнения можно устранить путем введения в задний проход новорожденного ватной палочки, смазанной предварительно вазелиновым маслом. Это средство помогает смазать изнутри стенки кишечника и размягчить кал – подобное быстро устраняет пробку, и проблема исчезает естественным путем, не доставляя боли и страданий.

В запущенных случаях, когда ребенку не помогли описанные выше средства, педиатр может назначить лекарственное устранение отсутствия кала. Здесь можно выделить использование глицериновых свечей для введения в задний проход, а также специальные слабительные препараты, подбираемые исключительно с учетом индивидуальных особенностей новорожденного. Также нередко молодые мамы прибегают к клизмам, заметив, что отсутствие опорожнения достигает уже более 5 дней.

Важно! К клизмам прибегают в крайних случаях, поскольку подобная помощь, наоборот, нередко провоцирует нарушение микрофлоры кишечника – это приводит к обратному результату.

На вопрос, сколько дней может не какать новорожденный младенец, не сможет ответить даже специалист – все сугубо индивидуально и волноваться за отсутствие опорожнения в первые 2-3 месяца после рождения крохи не следует. Во-первых, это время формирования нормальной микрофлоры кишечника, поэтому запоры далеко не редкость. Во-вторых, ребенок чувствует волнение матери и начинает пугаться сам – а это опять же провоцирует запор и прочие нарушения в работе кишечника. Следите за эмоциональным состоянием ребенка и не прибегайте к неизвестным способам лечения без консультации у врача.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Находясь в утробе, малыш полностью зависит от организма матери. С рождения ребенок приспосабливается к окружающей среде. Все органы, включая ЖКТ, грудничка начинают работать самостоятельно. Бывают случаи, что новорожденный не может сходить по большому. В связи с этим грудничок теряет в весе, страдает от болей в животике, связанных с сильным газообразованием, отказывается от еды. Что в таких случаях делать мамам?

Причины, по которым новорожденный не может сходить в туалет, могут быть разными. Следует учесть, что у детей также, как и у взрослых есть свои особенности. Один ребенок ходит в туалет 1-3 раза в день, а другой 1 раз в день, что вполне допустимо с точки зрения гастроэнтерологии.

Симптомами запора являются:

  • вздутый и твердый животик;
  • подергивание нижних конечностей;
  • плохое газообразование;
  • потеря веся;
  • снижение аппетита;
  • напряжение, покраснение лица при дефекации;
  • отсутствие стула в течение суток;
  • плач по ночам.

Родителям нужно учесть, что каждый грудничок индивидуален. Не всегда один или несколько пунктов из выше приведенного списка говорят о том, что у новорожденного ребенка запор. Например, если малыш ходит в туалет раз в сутки, но при этом у него хорошее настроение в течение дня, он не плачет ночью и не отказывается от еды, то, вероятнее всего, такая работа пищеварительной системы для него является нормой.

Причины

Существует два вида запора у новорожденных: органический и функциональный факторы.

Функциональный фактор развивается по различному ряду причин:

  • изменение режима дня;
  • нехватка грудного молока;
  • неподходящая смесь;
  • недостаточное потребление воды;
  • дисбактериоз;
  • последствия приема антибиотиков;
  • неправильное питание мамы при грудном вскармливании;
  • низкая физическая активность грудничка.

К органическому фактору относятся врожденные патологии и воспаления ЖКТ, в том числе и не до конца сформированная система ЖКТ. При этом новорожденный мучается от болей, вызванных застоем пищи в кишечнике, который неспособен вовремя сокращаться, что необходимо для вывода каловых масс из организма. Ко 2-3 месяцам жизни подобное нарушение пропадает самостоятельно.

Разновидности запора

Запор у грудничка развивается и при нарушении моторики кишечника, которая определяется с помощью анализа кала.

Существует три вида запора у новорожденных:

  • атонический – сопровождается сильным газообразованием и редким выделением каловых масс больших по объему;
  • спастический – плотный стул вызывает резкие боли при выходе кала;
  • патологический – при этом новорожденный ребенок не может сходить по большому в течение длительного периода времени, а его стул напоминает тонкую ленту или струйку.

Какова бы ни была причина запора, необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу.

Влияние питания на стул

Проблемы стула зависят от питания новорожденного: грудное, искусственное или смешанное.

Грудное вскармливание

При грудном вскармливании запор у малышей встречается крайне редко. Чаще всего молоко матери хорошо усваивается ЖКТ грудничка, так как в нем содержатся все необходимые микроэлементы и полезные бактерии для полноценного развития ребенка. Своего рода запор у новорожденного при грудном вскармливании вызван недоеданием. В этом случае кишечнику малыша нечего переваривать.

Искусственное вскармливание

Какой бы ни была причина запора, известный телеведущий призывает родителей обращаться за помощью к специалистам, а не заниматься самолечением.

Нет похожих статей.