УСЕЯНА РУСЬ СВЯТЫНЯМИ: КРАСНОУФИМСКИЕ ПАЛОМНИКИ В ПЕРМИ

В октябре 2020 года прихожане нашего храма по благословению протоиерея Андрея отправились в паломническое путешествие в город Пермь. Однажды Вера Александровна Прохорова, завуч воскресной школы при Свято-Троицком соборе, познакомилась с игуменией Марией (Воробьёвой), настоятельницей Пермского Успенского монастыря, и рассказала об этом отцу Андрею. Возникла идея организовать паломническую поездку для знакомства со святынями некогда кафедрального города Красноуфимского благочиния.    

Паломники посетили Успенский женский монастырь. Он был основан как женская община. 1 октября 1873 года высокопреосвященным Антонием, архиепископом Пермским и Верхотурским, совершено торжественное освящение первой монастырской домовой церкви, поэтому эту дату можно считать днем основания Пермской обители, преобразованной впоследствии в Успенский женский монастырь. Впоследствии при монастыре были открыты женское епархиальное училище, церковно-приходская школа, приют для девочек, больница. Сестры наладили свечное производство и просфорную, обеспечивали своей продукцией почти все храмы Перми. В монастыре действовала иконописная и золотошвейная мастерская. За сравнительно небольшой период существования обители было построено 27 корпусов и три храма: Успенский собор, Казанская церковь и кладбищенский храм в честь Жен-Мироносиц.

Успенский соборный храм во времена дореволюционной России

К слову сказать, летописец храма Наталья Брагина отмечает, что между женскими монастырями Успенским в Перми и Боголюбским в Сарсах тоже существовала духовная связь. Так, монахиня Антония (Выголова) до рукоположения её в сан игумении Сарсинского Боголюбского монастыря в 1914 году подвизалась в Пермском Успенском монастыре. Красноуфимский священномученик Алексий (Будрин) был инспектором церковно-приходской школы в Успенском монастыре Перми, а также в 1899 году посетил Сарсинский Боголюбский монастырь по просьбе епископа Петра (Лосева), общался с отцом Зосимой (Рашиным). В свою очередь, Великая княгиня Елисавета Феодоровна в 1914 году посетила Пермский Успенский монастырь, именно по её просьбе старец Зосима был освобождён из Виленской тюрьмы. А протоиерей Стефан (Луканин) служил в храмах Успенского монастыря и однажды посетил Боголюбский монастырь по просьбе епископа Петра (Лосева).

Кроме того, в 2020 году игумении Марии (Воробьевой) были переданы в дар книга о старце Зосиме (издательства 2016 года) и две фотографии матушки Антонии (Выголовой), обещанные Натальей Брагиной в ходе написания книги о Болюбском монастыре в начале 2000-х годов. Матушка Мария говорила, что в Пермском Успенском монастыре молятся об упокоении души игумении Антонии.

Казанская церковь Успенского монастыря

Другая участница паломнической поездки Любовь Крохалева также поделилась своими впечатлениями. Она рассказала, что игумения Мария, настоятельница Успенского монастыря, подарила ей книгу воспоминаний об архимандрите Науме. Удивительно, что сама паломница во время посещения Троице-Сергиевой лавры в 1997 году встретила отца Наума, вышедшего из своей келии и благословляющего верующих. «Помню, как он кладёт руку на голову, кому-то что-то говорит, кому-то даёт целовать крест, а я стою и чувствую, как из глаз непроизвольно текут слёзы, сквозь которые я вижу приветливое лицо. Архимандрит Наум ласково улыбается мне и идёт дальше. Эту встречу я запомнила навсегда», – рассказала Любовь Крохалева.

Кроме того, паломники побывали в Храме во имя святителя Митрофана Воронежского. Его судьба не менее удивительна. Первый генерал-губернатор Перми Евгений Петрович Кашкин, желая благоустроить вверенный ему город, обратил внимание на пришедший в упадок старинный Спасо-Преображенский монастырь в селе Пыскор и решил перевести эту древнюю обитель в город Пермь. 25 мая 1793 года архимандрит Ювеналий совершил закладку Архиерейских покоев в «два апартамента» и при них – домовой Крестовой церкви во имя святителя Стефана Великопермского, а также покоев для монастырской братии. В 1798 году началось строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора, близ которого в 1810 году возвели каменный корпус для монашествующих и архиерейских певчих. По замыслу архитекторов, домовую Стефановскую церковь соединили с другими строениями в единое целое. Таким образом, Спасо-Преображенский кафедральный собор, Крестовая церковь во имя святителя Стефана Великопермского, три двухэтажных каменных корпуса, а также хозяйственные строения составляли единый церковно-административный комплекс. В 1836 году по благословению архиепископа Пермского и Верхотурского Аркадия (Федорова) Крестовая Стефановская церковь при Архиерейском доме была переименована во имя новоявленного угодника Божия – святителя Митрофана Воронежского.

В Митрофановской церкви наши паломники встретили батюшку, который учился в Екатеринбургской духовной семинарии. Он поведал, что однажды ехал на каникулы домой через Красноуфимск, где в то время шли раскопки на месте погребения священномучеников.

Стоит отметить, что духовная жизнь Красноуфимска и нашего Свято-Троицкого собора исторически неразрывно связана с Пермской епархией. Предположительно, епископ Иустин (Вишневский) имел тайную беседу с императором Александром Первым накануне принятия им странничества в образе Фёдора Кузьмича (прославлен как святой Феодор Томский), прибывшего в Красноуфимск в 1836 году и наказанного здесь, на площади возле Свято-Троицкого собора, 20 плетями за бродяжничество. Многие из архиереев посещали наш храм, в том числе епископ Вассиан (Чудковский), Петр (Лосев), епископ Иоанн (Алексеев), Палладий (Добронравов).

Также паломники побывали в интерактивном мультимедийном историческом парке «Россия – моя история» и погуляли по набережной красавицы Камы. Благополучно вернулись домой, пребывая в светлой радости, которая ещё очень долго будет жить в их сердце.