БОГ В ДУШЕ?

Людей, которые сегодня впервые приходят в православный храм, можно назвать неофитами[1]. У них возникает множество вопросов. И один из них: «Бог в душе?»…

Когда-то и я был новоначальным в вопросах Веры. Но все приходит с опытом. Помню, путешествуя на поезде в город Томск всей семьей в далеком детстве, на станции «Тюмень» к нам подсел очень старенький дедушка. Войдя в купе, он вежливо поприветствовал нас и тихо сел на свое место. Седые волосы и борода говорили о его глубокой старости. После не длительного молчания наш попутчик заговорил с нами.

– Вы верите в Бога? – обратился он к моим родителям.

– Я верю в Бога на сто процентов! – громко сказал я, не дав ответить родителям.

Дедушка перевел взгляд на меня, тихонько спросив:

– А как ты веришь?

Родители с любопытством уставились на меня.

– Всем сердцем – в душе! – с уверенностью ответил я.

– А ходишь ли ты в храм? – спросил меня наш попутчик.

– Нет, – твердо ответил я.

– А молишься ли ты перед едой и перед сном? – продолжал он?

– Нет, – ответил я.

– А читаешь ли ты Библию?

– Нет.

– А делаешь ли ты добрые дела?

– Иногда.

Наш попутчик, подождав минуту, наконец сказал:

– В Библии говорится по этому поводу следующее: «Вера без дел мертва».

Внезапно в дверь купе постучали, и в дверной проем заглянула проводница.

– Гражданин, Вы сели не на своё место. Пожалуйста, пройдёмте со мной.

Дедушка попрощался с нами и ушёл вслед за проводницей.

Мои родители принялись бурно обсуждать случившуюся ситуацию, а я впервые задумался о настоящей вере в Бога.

С тех пор прошло немало времени, я успел забыть о случившемся со мной в поезде. Жил обычной жизнью рядового гражданина нашей страны. Как и многие крещеные, считал себя верующим человеком. Периодически заходил в храм, ставил свечу «за здравие», «за упокой». Я знал о существовании Бога и верил в Него всей душой. Но на этом вера моя заканчивалась. А когда я слышал от других, что они «верят в Бога в душе», то кивал, поддерживая. Я воспринимал это как серьёзный и веский аргумент в вопросах Веры. Мне казалось, что верить в Бога можно без Церкви и посредников.

Однажды я стал свидетелем очень трагичной истории, которая заставила меня пересмотреть своё мнение в отношении вопросов Веры. Жили в моей деревне парень и девушка, которые полюбили друг друга и, достигнув совершеннолетия, поженились. Все, кто их знал, говорили: «Они замечательная пара и так подходят друг другу!»

Их семейная жизнь протекала в мире и согласии. Но внезапно случилось непредвиденное. В деревне не стало работы и главе семьи пришлось уехать на заработки в соседний город. К тому времени у них уже было двое чудных детей.

После этих командировок муж сильно изменился. Стал возвращаться домой пьяный, часто без денег. За этим последовали измены. Много раз жена просила мужа прекратить вести такой образ жизни, на что муж ей отвечал: «В душе я очень тебя люблю. Всем сердцем».

Хоть он и говорил слова о «любви в душе», но свой образ жизни этот человек так и не изменил. Семейная пара развелась.

Грустно признавать, но выходит, что «любить в душе» нельзя. Это самообман, иллюзия, которая погубила целую семью.

– Что же тогда с Верой? Можно ли верить в душе?

В Библии на этот счет есть следующие слова: «Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Тогда получается, что и верить в душе нельзя?

В книге «Аполегетик»[2] в 17-ой главе читаем: «Душа свидетельствует о Нем, как о Судии, когда говорит: “Бог видит, вручаю Богу, Бог воздает мне”. Это свидетельство души, она по природе христианка! И, произнося это, она взором своим обращается не к Капитолию[3], а к небу. Она, конечно, знает жилище Бога живого: от Него и оттуда она снизошла». Этими словами церковный писатель и богослов II – III века Тертуллиан выразил идею, что душа человека создана Богом. И по природе своей, даже если обманута ложным учением или иллюзией, Вера стремится к Творцу. Но одно желание «души» без поступков не взрастит в нас Веру. Поэтому верить только в душе недостаточно.    

Вот что по этому поводу говорит священномученик Арсений (Ждановский) (1874 – 1937), епископ Серпуховский: «Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; ее нужно искать, ее нужно добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целью нашего бытия».

А вот то, что говорит о Вере Святитель Феофан (1815 –1894), затворник Вышенский: «Надежду и Веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов по делу спасения. Какие дела и труды? Отвращение возыметь ко всем грехам – не делам только, но и мыслям и сочувствиям к ним».

Хотелось бы закончить словами стихотворения нашей современницы Светланы Владимировны Киневой:

Верю[4]

Без Бога нет любви,
Души и благодати.
Остры карандаши
Бесовской, грозной рати.

Ты не впусти их в дом,
Твой дом – живое сердце.
Раскатом грянет гром
От боли горче перца.

Молись, прощай, люби
И чаще причащайся.
Тяжки телес грехи,
Ты искренне покайся.

И сердце оживет,
А Бог с небес ликуя,
Твой дух убережет
С лукавыми воюя.



Николай Герасимов, прихожанин храма, 
фельдшер скорой помощи Ачитской ЦРБ


[1] Неофи́т – новый приверженец (новообращённый) какой-нибудь религии, учения, общественного движения, новичок в каком-либо деле.

[2] Аполегетик — раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств.

[3] Капитолий – один из 7 холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, происходили заседания сената, народные собрания.

[4] Стихотворение «Верю», 10 – 19 марта 2017 года. Автор: Кинева С.В.